Запрошуємо,
Гість
|
|
Ограниченная свобода.
Хотелось бы начать с рассуждений о Фундаментальных свободах человечества или о его правах. Проблема человека во все времена была в том, что люди всегда сами пытались решать, что им можно, а что нельзя. И не только за себя, но и за других. У каждого общества есть свой список фундаментальных прав. Люди этот список формируют по своим понятиям. Понятия изменяются со временем и, кроме того, зависят от состояния общества. Как пример, в настоящее время некоторые страны к правам человека относят право человека на выбор своей половой ориентации. Что совсем еще недавно не представлялось возможным. Кроме того, последние события во Франции свидетельствуют о том, что понимания общества о фундаментальных правах человека не имеют понятия о границах свободы. Поэтому «свобода» одних нарушает «свободу» других. Есть законы, которые выше законов любого общества. Это право на жизнь, право на труд, всеобщее равенство людей и т.д. Эти права даны не человеком, а Богом. Их не отменишь никакими решениями. Они не зависят от законов и деклараций. Есть свободы, которые определяются законами государств. Но они тоже не должны противоречить Божьим законам. По «государственным» законам свобода совести тоже относится к фундаментальным основам общества. Прежде всего – это свобода вероисповедания. Это положение очень важно для нас – евангельских христиан-баптистов. Потому, что благодаря этому положению мы «имеем право на жизнь». Хотя термин «фундаментальная основа» по отношению к свободе совести еще нужно исследовать. Некоторые, такие теперь привычные понятия, может быть такими и не являются. Греховное общество всегда страдает от своих греховных решений. Я имею в виду то, что даже хорошее решение грешных людей будет всегда нести оттенок греха. Если принимать во внимание, что принцип свободы совести чисто человеческое понятие, то нужно привести и те определения, которые дают ему люди. В Законе Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (Ст. 7) указано, что свобода совести – это право на свободу вероисповедания, право на свободу мировоззрения, право на воспитание детей в своих родительских понятиях, право на тайну исповеди. Здесь же указано и то, что право на свободу совести может быть осуществлено только в рамках законов страны. Т.е. границы понимания «свободы совести» зависят не от человека, а от государства. Есть еще некоторые определения понятию «свобода совести» от разных людей. Одно из них: «Свобода совести – это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.). Иногда это очень критические заявления. Например, вот такое: «Свобода совести – эфемерное понятие, заключающееся в декларировании гипотетической свободы делать все по своему усмотрению, не испытывая при этом угрызений совести». Или такое: «Сегодня свобода совести – это отсутствие этой совести, свобода делать все, что пожелает воспаленный разум, одуревший от безнаказанности и вседозволенности. Это отсутствие обязанностей и ответственности перед согражданами, перед государством». Простите за некоторые грубые слова. Хотелось привести цитату без изменений. Иногда это определение имеет христианское содержание. Но и здесь бывают странные добавления. Как в этом: «Свобода от власти греха. Свобода от страха смерти. Свобода от власти закона. Свобода от святого престола, то есть Рима…». Если говорить о свободе совести с христианской точки зрения, то свобода совести определяется не самостоятельным выбором человека того, что ему хочется, а тем, что говорит Бог. Именно Бог дает человеку право отстаивать Божии ценности и быть готовым за них умереть. Поэтому все, что не согласуется с волей Бога, не является основанием свободы выбора человека. Все, что не согласуется с волей Бога – это грех. Библейская свобода совести не может быть грехом. Весьма важно как Бог относится к свободе совести человека? А если учесть, что свобода совести, прежде всего, связана со свободой вероисповедания, то, как же тогда к свободе вероисповедания относится Бог? Т.е. признает ли Бог за человеком право выбирать свою веру? В Библии мы читаем, что все веры, кроме данной Богом, и поклонение, кроме одному Богу, объявляются греховными и подлежащими наказанию. Приведем два свидетельства из Библии. Одно, о пророке Илии и пророках Ваала: «И пошел весь народ земли в дом Ваала, и разрушили жертвенники его, и изображения его совершенно разбили, и Матфана, жреца Ваалова, убили пред жертвенниками». 4 Царств 11:18. Другое – это Заповедь: «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…». Исход 20:1-5. В Богословии есть понятие «ограниченное искупление». Когда мы говорим о свободе совести, то тоже нужно говорить об обязательных границах. Человек имеет свободу до тех пор, пока он, в рамках своей свободы, не принял на себя обязательства признавать нормы и правила того коллектива или общества, в которое он вошел. В государстве человек может что-то выбирать, если это позволено законами этого государства. Как и в любом другом организованном обществе. Церковь – это тоже организованный коллектив, который имеет свои нормы и требования. Даже более того, эти нормы и требования есть библейские, что значит Божии. Поэтому следующий пункт – это исследование того, что же отнести к понятию «свобода совести» для члена церкви? А еще, что значит «свобода», «свободная жизнь», свободный выбор» и т.д. для христианина? Как в это понимание вписывается свобода совести? У человека, без указания на его принадлежность к церкви, есть право на собственную свободу с границей там, где свобода одного становится препятствием для свободы другого. У члена церкви тоже есть ограничения. Эти ограничения проявляются при вступлении в церковь (мы принимаем в церковь с определенными требованиями и на определенных условиях), и есть требования, которым должны удовлетворять все члены церкви. В уставе церкви записано, что вход в церковь и выход из нее абсолютно свободны. Если это положение церковных уставов относить к каким-то специфическим способам влияния на человека, от которых государство хочет защитить, то это оправдано. Однако же, никто не примет в свои ряды человека, которому просто захотелось стать членом церкви. Есть условия членства, которые никакая церковь не собирается нарушать. У нас есть требования к жизни членов церкви и их поступкам. Если кто-то их нарушает, то церковь может и отлучить такого человека от церкви, абсолютно не обращая внимание на то, что этот человек вроде бы имеет свободу не выходить из церкви. Напомню, что мы не говорим о свободе совести как о праве на вероисповедание или о праве личности иметь свои собственные мнения и убеждения, следовать своим убеждениям, мы говорим об узконаправленном значении этого выражения, касающегося принадлежности человека к церкви. Конечно, есть «свобода во Христе» (Гал.2:4), и строгий упрек Апостола Павла: «Кто ты, осуждающий чужого раба…» (Рим.14:4 и далее). Также Иак.4:12. Только совесть свободна, когда она согласна с Богом. Богословы говорят, что только Адам имел полную свободу выбора выбирать добро или зло. После уже все люди могут свободно выбрать только зло. Однако Адаму было сказано, что он, имея свободу выбора, если выберет непослушание, то умрет. У Адама был свободный выбор, но была и ответственность за выбор. Поэтому, говоря о свободе совести как о свободе выбора, мы должны сказать, что это свобода выбора ответственности человека. Христианин не имеет права жить так, как ему хочется. Он может делать свой выбор, но это выбор уже будет выбором его позиции по отношению к Богу. Мы можем сказать и так, что это выбор по отношению к церкви, или к Слову Божию, но будет более верным, если мы скажем, что это выбор отношения именно к Богу. Бог указывает нам границы нашей свободы. Оставляя нам право быть верными или не верными. Сейчас мы много говорим о праве христианина на свою позицию и свое понимание. Член церкви может самостоятельно решать принимать ему присягу или не принимать, брать в руки оружие или не брать. Но должен знать, что это выбор не только в этих вопросах. Это выбор своего христианства. Еще одна цитата: «Да. Моя совесть свободна. Это не означает, свобода делать что хочешь, это скорее свобода быть тем, кем хочешь». Можно было бы на этом и закончить рассуждения. Но остается, пожалуй, всего один вопрос – что делать пастору, когда к нему подойдет член его церкви и спросит: «Что делать? Мне пришла повестка. Можно ли мне брать оружие и убивать?». От этого вопроса не «увильнешь» отговорками типа: сам решай, помолись Богу и т.д. Особенно учитывая, что за «неправильный» совет могут и наказать. А Бог обязательно спросит. И как быть тому пастору, когда член церкви уже на войне и кого-то убил? Хоть за «правильную» сторону, хоть за «неправильную»? Или, позволено ли пастору призывать членов церкви брать в руки оружие? Я верю, что жизнь все равно поставит братство перед выбором и братство этот выбор сделает. Иногда сложно сделать его организационно, всем союзом. Но простые христиане его уже делают. Без страха. С надеждой на Бога. Мы не можем говорить о «свободе выбора», если не укажем из чего выбирать. Для меня лично заповедь «Не убий!» слишком много значит, чтобы ей пренебрегать. Я верю, что христианство найдет силы оставаться христианством. Михаил Нагирняк. |
Адміністратор заборонив доступ на запис.
|