Запрошуємо,
Гість
|
Дорогие братья, этой темой я отвечаю на предложение Олега Олейника открыть совместные глубокие размышления о сущности того, чем и кем является человек, с тем чтобы иметь ясные Библейские представления о сущности здравой душепопечительской работы в наиболее проблемных областях, с которыми приходят к нам и члены церкви и просто люди, ищущие помощи в своих душевно-духовных переживаниях. Я готов публиковать здесь накопившиеся в процессе моего служения исследования и буду благодарен вам за конструктивное обсуждение, дабы явилась истина к нашему взаимному обогащению.
Итак, тема первая: Психофизиология личности – Библейский взгляд на устройство и принципы функционирования внутреннего человека. |
|
Сила личности в Боге её создавшем
Адміністратор заборонив доступ на запис.
|
Душепопечительство ущербной личности
Душепопечительство, как особая область пасторского служения необходимо в первую очередь тогда, когда приходится сталкиваться с самыми различными видами ущербности личности. Под ущербной личностью в данной работе мы понимаем человека, имеющего какие-либо проблемы с процессом нормального функционирования его души. При этом, не имеет значения, обусловлены они какими-либо физиологическими отклонениями в нормальном прохождении внутриличностных психических процессов или они вызваны непосредственным влиянием демонического мира. Для того, чтобы говорить об отличительных чертах различных проявлений ущербности личности, прежде всего необходимо иметь ясное представление об основах её психофизиологии, т.е. основных закономерных процессах, которые происходят в функционировании нашего внутреннего человека. Как устроена личность человека, каковы основные механизмы её деятельности, каково взаимодействие между её структурными составляющими. Имея ясность в понимании этих вопросов можно правильно распознавать внутриличностные патологические изменения и соответственно определять адекватные подходы в последующей душепопечительской работе. В рамках обозначенной темы, важно рассмотреть следующие основные направления: 1. Психофизиология личности – Библейский взгляд на устройство и принципы функционирования внутреннего человека. 2. Основные механизмы развития различных психических расстройств 3. Понятие «ущербная личность», её разновидности, основные психологические и духовные причины, приводящие личность к ущербности 4. Отличие физиологических причин ущербности личности от духовных 5. Принципы дифференцированного вразумляющего душепопечительства ущербной личности. При этом под вразумляющим душепопечительством (Кол.1.28) мы понимаем определённый процесс, направленный на донесение до сознания человека причин и методов борьбы с его проблемами, его последующее активное участие в восстановлении. Такой подход мы рассматриваем в противовес представлений о помощи, как поиске некой «магической формулы», благодаря которой избавление приходит от разового внешнего сверхъестественного воздействия душепопечителя. Безусловно, мы не отрицаем возможности сверхъестественного в жизни человека, но считаем, что в гораздо большей степени, душепопечительство требует длительной и упорной работы, связанной с вразумлением человека Духом Святым. Это включает выявление скрытых причин его страдания, тщательную диагностику и дифференциальную диагностику с последующим объяснением определённых моментов, над которыми сам человек в сотрудничестве с Духом Святым должен работать для того, чтобы избавиться от существующих проблем его души. Итак, используя Библейское откровение и анализ сопоставимых с ним исследований психологии личности, перейдём к обзору общего устройства внутреннего человека. 1. Психофизиология личности – Библейское представление об устройстве и принципах функционирования внутреннего человека 1.1. Анализ некоторых Библейских тексов. Рассмотрим ключевые Библейские тексты, которые помогают понять, как устроен и как функционирует внутренний человек: 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. (Иак.1:14,15) Здесь несколько ключевых слов, описывающих порядок и механизмы функционирования личности. Первое такое слово – похоть. Похоть является универсальной движущей силой жизни каждого природного человека. Верующие люди получают инструмент – возрождённый дух, с помощью которого они могут эффективно бороться с похотью плоти. Похоть – это внутреннее импульсивно навязчивое желание сделать что-то. Оно исходит не от анализа и синтеза, которые производит наш разум, а откуда-то изнутри, от каких-то необъяснимых внутренних глубин личности. Главная характеристика похоти выражается словом – «Хочу». Начиная от безобидного непреодолимого желания съесть чего-то вкусненького, заканчивая совершением, к примеру, греха прелюбодеяния или алкогольных эксцессов. Нормативно, с помощью таких желаний организм человеческий регулирует восполнение потребностей в недостающих ему питательных элементах, однако присутствие греховной природы заставляет человека использовать этот индикатор потребностей с значительными искажениями и перегибами, становясь существом зависимым от собственных похотей. Греховная природа человеческая посредством похоти направляет его действия таким образом, чтобы насытить и удовлетворить её потребности. Плоть толкает человека в первую очередь на удовлетворение её потребностей в сексе и агрессии, за которыми по сути стоят две главные движущие силы постэдемского земного человека – сила биологической жизни и смерть. Что более всего проявляет мужчина, давший свободу плоти в состоянии алкогольного опьянения? Как правило – грубость и агрессивность, в сочетании с сексуальной разнузданностью. Трезвый человек старается тщательно подавлять в себе выход этих грубых глубинных плотских наклонностей. Это не значит, что у него нет таких желаний, но его некий внутренний контролирующий орган, который сосредоточен на цензуре побуждений в волевой сфере, не даёт выхода того, что противоречит принятым представлениям о морали. Симпатичная девушка, проходя мимо праздно стоящих парней, как правило, обречена на сопровождение их взглядами, которые делают это не от того, что они приняли решение смотреть на неё, да ещё и преимущественно, на ту часть её фигуры, которая ниже пояса. Но они это делают на подсознательном уровне, как бы автоматически, будучи движимы ни чем иным, как неосознанным, инстинктивным сексуальным проявлением похоти плоти. Ими движет искушение, обольщение и увлечение собственной похотью. Здесь не нужно искать бесов внутри или какого-то внешнего демонического воздействия, но собственная похоть подсознательно толкает человека на такие действия. Похоть присуща каждому человека. Она автоматически побуждает его вести безнравственную жизнь, без того, чтобы человек принял осознанное решение так жить. Похоть же, зачав, рождает грех – здесь употребляется аналогия с зачатием, утробным развитием и последующим рождением того, что именуется грехом. Это процесс, который для человека неизбежно в итоге заканчивается смертью, и в первую очередь – смертью в духовном смысле. В конечном счете – это сатанинское изобретение направлено на то, чтобы человека уничтожить, повергнув его душу в вечные адские мучения. Далее, ещё один текст, обрисовывающий картину, происходящего в глубинах человеческого естества: Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? (Иак.4:1) Ещё одно ключевое слово – вожделение. Вожделение, возникшее в сердце Евы в своё время привело к возникновению Эдемской катастрофы. Вожделение – желание, которое проявляет человек к чему-либо. Наши желания и внутренние устремления между собой воюют. Оказывается, внутри нас далеко не мир и покой, поэтому первое, что подсознательно ищет каждый человек в этой жизни – это успокоения. Вот почему, Христос пришел с призывом – «придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и найдёте покой душам вашим». Человеку в первую очередь необходим мир и внутренний покой, потому что внутри него бушует что-то подобно «ядерному реактору» страстей, похотей и вожделений, внося в его жизнь хаос и постоянное психологическое напряжение. Именно этот внутренний подсознательный процесс, а не разум, на самом деле в первую очередь мотивирует действия, поступки и всё поведение человека. 2 Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. 3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. (Иак.4:2,3) Вот на самом деле, почему человек ищет чего то в своей жизни – «чтобы употребить для вожделений». Конечно, чтобы удовлетворить моральные законы разума, этот поиск зачастую облекается в самые разные благочестивые формулировки, на самом же деле обычно всё это сводится просто к тому, чтобы удовлетворить свои низменные плотские вожделения. 4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. 5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"? 6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Иак.4:4-6) Наряду с вожделением и похотью, человеческой плоти свойственна ещё одна универсальная характеристика – гордость. Гордость есть явная, когда всем совершенно очевидно, что человек заносчив. Также гордость бывает скрытая, когда внешне человек может казаться таким тихим и смиренным, но соприкоснувшись с ним глубже, начинаешь видеть что на самом деле это тихое смирение – предмет высочайшей гордости человека самим собой и способ подчеркивания своей особенности и уникальности. Оказывается, это просто такой своеобразный тихий способ гордо сказать окружающим: «Обратите на меня внимание, какой я смиренный!». Ключом освобождения от этой универсальной человеческой проблемы является следующее: 7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. 8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. (Иак.4:7,8) Освобождение от универсальной проблематики войны плоти в человеке связано прежде всего с определённым процессом – покоритесь, противостаньте, исправьте сердца. Для прохождения этого процесса необходимо время и определённая тактика следования по обозначенному и осознанному пути. Освобождение доминирующего влияния собственной плоти не происходит в одно мгновение, чудом от использованной магической формулы, заклинания или специальной молитвы. Конечно, в Библии можно встретить описание и многих чудес в освобождении, однако в практике жизни, нужно быть больше настроенным на то, что освобождение – это процесс, в котором во-первых необходимо день за днём, более и более приближаться к Богу. Во-вторых очищать свои руки, стремясь под руководством Духа Святого, к повседневной нравственной жизни. В-третьих – исправлять свои сердца. Это процесс исправления, в первую очередь, от своего двоедушия. Он начинается с того, чтобы, во-первых, увидеть всю порочность и двоедушие своего сердца в истинном, Божьем свете, далее – сильно захотеть изменить это положение и дальше, изменяя это положение – посвятить ему достаточно времени. И так, капля за каплей, день за днём, по мере приближения к Богу в своём уподоблении, в первую очередь, Его характеру, получить освобождение от всех тех вещей, которые в нас являются совершенно неприемлемыми. И если на этом пути, Богу будет угодно произвести что-то в нас способом, подобным чуду, то на это нужно будет сказать только – Слава Богу, потому что это скорее исключение из правила, нежели закономерность, на которую нужно быть настроенным, идя путём освобождения. Также ещё одна деталь указывает на то, что освобождение – это процесс: 9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. 10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. (Иак.4:9,10) На пути освобождения предстоит пережить не мало сокрушений и слёз, но если мы будем идти до конца, то в итоге Бог вознесёт нас над всей нашей порочностью и плотской испорченностью, удерживающей человека в плену его страстей и похотей. Смирения перед Богом, дающим свободу нельзя достичь одномоментно и на всегда. Оно обретается в течение всей земной жизни человека. Сколько необходимо времени, чтобы, к примеру, освободиться человеку от такой черты характера, как доминантность – психологическое стремление подавлять собою всех, кто находится рядом. Сколько необходимо личных сокрушений, слёз и молитвенных усилий, чтобы Бог вознёс человека над его желанием доминировать. Проблема начинается с элементарной способности такого человека увидеть себя в истинном свете, увидеть свою доминантность, понять, как это влияет на окружающих и впоследствии найти пути сотрудничества с Богом, чтобы изменить своё отношение к людям, сделать его таким, каким оно было совершенно не свойственно его плотской природе. Это возможно только на пути ежедневного приобретения навыка смирения перед Богом и постепенного изменения ко всему, что нас окружает. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте – некоторые воспринимают это буквально, как повседневный образ жизни верующего человека, однако в этих словах прежде всего указан путь, как смиряться перед Богом, чтобы увидеть себя Его глазами и выправить своё сердце. С другой стороны, сокрушайтесь, плачьте и рыдайте – это не повод к постоянному самобичеванию. Там где Бог открыл что-то негативное в его сердце нужно исповедать, удалить и больше не казнить себя за своё несовершенство, но работать над собой с Божьей помощью, освобождаясь от своих плотских особенностей. Следующий текст: Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, (1Пет.2:11) Человек устроен так, что вся эта его злая, черная внутренняя сущность, которая движима похотью, имя которой – плоть, имеет своей целью захватить в своё владение душу. Заметим, что под плотью мы понимаем не физическое тело человека, а его внутреннюю нематериальную субстанцию, представляющую собой присутствующую внутри нас греховную природу Адама, появившуюся в результате его грехопадения и имеющую свойство передаваться по наследству и создавать внутреннюю оппозицию всем добрым устремлениям человека. То, что проистекает из плоти называется плотской похотью – хочу, чтобы это было моим, хочу расслабиться, хочу разрядить своё внутреннее напряжение. Цель войны, которую ведёт плоть внутри человека – завладеть его душой. В этом смысле, плоть и душа – не одно и тоже. Душа – это внутренняя структура человека, определяющая его личность, состоящая из трёх главных частей – разума, воли и чувств. Душа сама по себе нейтральна. Душа – это совокупность нематериальных органов, обеспечивающих существование самосознания человека. Под самосознанием мы понимаем восприятие себя самого – «я сам». Когда мы говорим – я пошел туда-то или я сделал то-то, мы понимаем свою личностную совокупность, совершающую те или иные действия. В этом смысле условимся, что когда в данной работе мы будем говорить о Я, как об определенной структурной части внутреннего человека, то под этим следует понимать не что-то связанное с человеческой гордыней и самовозношением, а определённую внутреннюю структуру, центр нашего самосознания, позволяющего нам идентифицировать себя, как индивидуальность. На эту нейтральность души постоянно посягают плотские похоти. Их главная задача – постоянно набрасываться на душу, чтобы подчинить её себе и заставить делать то, к чему имеет наклонности плоть. Поэтому в противовес таким устремлениям плоти, Бог устроил функционирование духа человеческого, задача которого также овладеть душой. И если в естестве неверующего человека эти его устремления всегда обречены на поражение, то дух, переживший возрождение Духом Святым, становится способным побеждать и эффективно вытеснять все существующие завоевания плоти. В отличие от восстаний плоти на душу, которые являются незаконными, влияние духа на неё является законным, принадлежащим ему согласно авторского Божьего права, направленным на то, чтобы вернуть в своё владение то, что когда-то было утрачено эдемской катастрофой. Качества и характеристики духа совершенно противоположны тем, которыми обладает плоть. Дух желает, чтобы душа имела мир и покой. Чтобы разум имел ум Христов, чтобы эмоциональная сфера имела чувствования Христовы, чтобы воля устремляла человека жить в гармонии с волей Божьей о нём. Таким образом, между плотью и духом идёт непримиримая битва за обладание душой, которая и является полем этой битвы. Удаляться от плотских похотей, восстающих на душу – значит, не давать волю плоти, желающей завладеть, поработить и уничтожить душу. Для Бога в человеке драгоценны совершенно другие качества, чем те, которые пытается воспроизвести в нём плоть: но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. (1Пет.3:4) Под молчаливость не следует понимать замкнутых людей, но в первую очередь тех, кто умея управлять своим языком в кротости проводит свою жизнь в мире. Далее, Слово Божье ориентирует нас, чтобы человек не стремился жить тем, на что толкает его плотская природа: чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. (1Пет.4:2) Далее подаётся характеристика того, на что способна плоть: Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; (1Пет.4:3) Эти чисто животные, низменные, инстинктивные качества, перемешанные с гнусными извращениями призваны к тому, чтобы человека, творение Бога, превратить в насмешку и сатанинское издевательство. Вся эта мерзость внутри человека направлена на то, чтобы просто глумиться над творением Божьим, превращая его в ничтожество связанное и рабски зависимое от вещей совершенно чуждых святой природе Бога плотских похотей. В этом главный замысел врага – богохульно глумиться над замыслами Божьими. «Ты создал человека, вложив в него Свои идеалы – посмотри в чём теперь он находит удовольствие?! Всё это мои изобретения, которыми он теперь упивается, а твои святые вещи даже не затрагивают его душу» - так, наверное, можно представить себе то, что желает выразить диавол, одолевая душу человеческую его же собственными плотскими похотями. Все перечисленные здесь качества – это не что-то извне приносимое и чуждое человеку, которого он может набраться где-то во внешней среде. Оно сидит внутри каждого человека от рождения и именуется похотью плоти. Спектр человеческих похотей перечислен в рассматриваемом стихе. Для полноты этой картины следует вспомнить также слова самого Иисуса Христа: 21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, 22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - 23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мар.7:21-23) Здесь даётся, пожалуй самая полная характеристика того, что собой представляет плоть. Это не характеристика души, но греховной Адамовсой природы. Если этому внутреннему содержимому плоти дать полную свободу, мы превратимся просто в страшных, злых животных существ. Благодарение Богу, что в устройстве внутреннего человека, Он предусмотрел существование определённых душевных структур, которые служат целям распознавания того, что исходит из нас и его надёжной блокировке ещё на подсознательном уровне, чтобы всё это не вышло наружу и не стало обладать нами. Об этих механизмах существования нашей внутренней цензуры мы будем говорить более детально, когда будем рассматривать психофизиологию устройства человеческой личности. Поломка этих внутренних сдерживающих структур приводит человека к появлению определённых психических отклонений и даже болезней. Эти отклонения совершенно не связаны с присутствием бесов в человеке. Соответственно и душепопечительская работа с такими людьми не имеет ничего общего с изгнанием бесов, или отречением от связей с оккультным, а направлена на попытки восстановить сломанные части психического аппарата человека. Другое дело, что точно такие-же проявления могут происходить не в результате поломки психического аппарата, а в результате демонического влияния. Поэтому для душепопечителя является чрезвычайно важным правильная постановка диагноза. В одном случае нужно учить человека отражать прямые атаки бесов, а в другом случае осуществлять вразумляющее душепопечительство, а может даже и лечить в психиатрической клинике. И если там где ничего демонического нет начинать работать так, будто там что-то есть, то существует очень высокий риск того, что через такую нашу работу оно там появится. Это всё очень серьёзные вещи! …все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека – Христос отделяет зло, существующее внутри, в плоти человеческой, от самого человека – его души, которую это зло пытается осквернить. В своей нейтральности, душу можно сравнить с промокательной бумагой, которая соприкасаясь с плотским злом изнутри, способна окрашиваться в его грязный цвет. И наоборот, соприкасаясь с чистотой духа – она очищается, освобождаясь от плотской грязи. Какова мера присутствия в нас светлого, чистого, Божьего – такова и мера чистоты души нашей. Библейски, это явление называется процессом освящения. Таким образом, мы видим – как много в Библии сказано о психологии человеческой. Психологии, как науке о душе, открытой нам Богом через Библию. В этом смысле Библия – лучший учебник психологии, который дан нам самим Богом – автором существа человеческого. Поэтому в данной работе, когда мы упоминаем слово психология и его производные, в первую очередь под этим мы понимаем Библейскую науку о функционировании души. Последним аккордом в рассматриваемых нами Библейских текстах является сказанное о психологии личности в послании к Римлянам: 15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. 16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. 22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? 25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. 1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. (Рим. 7:15-25;8:1,2) Это переживания Апостола Павла, которые он анализируя наблюдал внутри себя и его выводы относительно того, в какой области находится избавление от своей внутренней несостоятельности, порочности и неудовлетворённости. Они являются универсальными для каждого человека. …не то делаю, что хочу… То, что я хочу делать, исходит от светлых устремлений души и направлено к удовлетворению в законе Божьем: ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием. Однако непонятно, почему во мне находится другая сила, которая мои светлые устремления направляет к чему-то совершенно противоположному. …а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех – это и есть та плоть, греховная природа, о которой мы рассуждали выше. … Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. В плоти (греховной природе) нет ничего доброго. В моей душе есть желание добра, но всякий раз я оказываюсь слишком слаб, чтобы его сделать. … Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Воля души также оказывается несостоятельной и не может противостоять натиску плоти. …Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Происходит как бы раздвоение личности. Я в себе способен разглядеть присутствие как бы двух сил. Одна стремится к доброму, а другая тянет ко злу. Эти силы выступают как самостоятельные личности, каким-то мистическим образом уживающиеся в нас, и порой раздирающие на части «Я» нашего самосознания, устремляя его к совершенно противоположным вещам. Я понимаю, что это плохо, упираюсь и не хочу этого делать, но сила плоти оказывается сильнее и заставляет меня делать то, что ненавижу. И всякий раз, когда я это делаю, я соглашаюсь с тем, что - да, действительно, грех живёт во мне. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Это не проблема, от которой страдал Апостол Павел, но это некий универсальный закон, свойственный каждому человеку – хочу как лучше, а получается как всегда. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Здесь Апостол Павел указывает локализацию – где находится греховная природа. Это место он называет нашими членами – т.е. определённо существующие структурные элементы нашего внутреннего человека. Эта противоборствующая разуму структурная единица действует в соответствии с существующим в ней духовным законом, именуемы Законом греха и смерти. Этот закон является внутренним ядром плоти, человеческой греховной природы. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? – полная безвыходность и невозможность решить проблему, используя только лишь свои внутренние ресурсы. С одной стороны «Я» нашего самосознания испытывает влечение разума к Богу и его закону, с другой стороны, плотской закон греха и смерти мощно тянет его в противоположную сторону, к погибели души. С третьей стороны, совесть постоянно констатирует факты новых и новых поражений человека в его стремлении больше не грешить и неспособность начать всё заново, чтобы в жизни больше не повторялись вещи, которые ей ненавистны. Весь этот троякий прессинг на самосознание вызывает итоговый вопль человеческой души: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Выход из этой невыносимой ситуации открывается в области совершенно не связанной с собственными внутренними ресурсами человека. Этот эффективный выход следует искать в Боге и в действии Его удивительного Закона Духа жизни во Христе Иисусе. В этом отрывке мы видим действие нескольких духовных законов: 1. Закон Божий, который всё оценивает, определяет и расставляет по своим местам. Он выносит всему своё определение, свой порядок, и всё называет своими именами, давая всему свою истинную характеристику. В нём содержится точное и безошибочное определение всему, что существует, начиная от вопросов морали и нравственности, заканчивая объяснением общего профиля жизни человеческой и существующего порядка во вселенной. Это закон Божий, это Его конституция. Бог сотворил этот мир и Он установил для него свои правила. 2. «Закон ума моего». Разум, руководствуясь этим законом, способен к осознанию того, что закон Божий – это хорошо, а греховные законы – это плохо. Закон ума моего стремиться объединиться с законом Божьим, но трагедия заключается в том, что в этом чистом своём устремлении закон ума оказывается слабым. Ему не хватает сил потому, что на него действует другой, более мощный закон: 3. «Закон греха и смерти» - он проистекает из плоти, из сердца (т.е. из сердцевины – самой глубинной, внутренней части человека) и тянет человека в бездну погибели. Он противоборствует закону ума и делает человека пленником закона греховного. 4. «Закон Духа жизни во Христе Иисусе» - он стоит выше над силою всех законов, действующих в естестве человеческом. Написано, что только этот закон способен освободить меня от закона греха и смерти. Ни я, со всеми своими талантами и способностями, усилиями и действиями, уникальностью и особенностью, но только лишь Христос Своим законом Духа жизни способен дать человеку свободу от действия закона греха и смерти. Этот принцип является фундаментом всего христианского душепопечительства, когда мы, желая помочь ущербной личности, ведём её к прозрению и осознанию необходимости принять и впустить в свою жизнь Иисуса Христа и дать свободу действию его закона Духа жизни, который способен наладить и расставить по своим местам всё то, что в этой личности искажено и нарушено. От того, насколько человек предоставит возможность действовать этому закону Духа жизни, настолько и будет исцеляющий душу результат. Участие личности человека в этом процессе освобождения является центральным и обязательным. Поэтому такой вид душепопечительства, называется душепопечительством вразумляющим человека. …Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; (Кол.1:28) Это означает, что процесс помощи ущербной личности связан с временем, которое нужно посвятить, чтобы открыть человеку глаза на его самого и сущность его проблем, указывая далее определённые отправные точки и направления, над которыми ему следует работать. Начинается всё с покаяния, рождения свыше и той последующей работы, которая, может вскрываться в процессе изучения его внутреннего мира. Это требует времени, это требует не одной встречи и беседы по существу проблем человека, где вначале необходимо выслушивание, анализ и последующее наставление в тех вещах, где очевидны перекосы и ущербные моменты. При этом крайне важным является доверие, открытость и сотрудничество человека с душепопечителем. Также такой человек должен взять на себя определённые обязательства – не просто выслушать и понять резюме душепопечителя, но и приняться следовать определённому жизненному пути, применяя его рекомендации конкретно в своей жизни, чтобы произошли перемены. В этом суть вразумляющего душепопечительства, в противовес душепопечительству, основанному на сверхъестественном вмешательстве без усилий человека, имеющего душевные проблемы. Здесь нет ничего общего с шоу служений массовых освобождения и изгнаний бесов. Здесь не может быть использован принцип конвейера, вся эта работа строго индивидуальна. При этом мы не отрицаем элемент сверхъестественного в такой душепопечительской работе, потому что её основой является воздействие сверхъестественной личности – Духа Святого. Продолжение следует. |
|
Сила личности в Боге её создавшем
Останнє редагування: 12 років 11 місяців тому від privatdoctor.
Адміністратор заборонив доступ на запис.
Ці користувачі сказали вам Дякую: yakimw, Ярослав, Олег Олейник
|
Благодарю Вас, Олег Николаевич, за первый шаг в публикации этой важной темы. Внимательно прочитал Ваши размышления. По ходу возникли некоторые мысли и вопросы.
1.Говоря о проявлении природы человека, мы определяем ее словами Ап.Иоанна "...все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1Ин.2:16). Подумалось, что иллюстрацией и описанием этих трех составных могут служить три базовых формы английского глагола - to do, to have и to be. Используя Вашу формулировку, "Похоть – это внутреннее импульсивно-навязчивое желание сделать что-то", "Вожделение – это внутреннее импульсивно-навязчивое желание иметь что-то" и "Гордость – это внутреннее импульсивно-навязчивое желание доминировать (быть) над кем-то или чем-то". 2.Что такое тело и что такое плоть? 3. Одно ли и то же "человек плотской" и "человек душевный"? |
|
Адміністратор заборонив доступ на запис.
|
Спасибо Олег, действительно хорошая иллюстрация.
Относительно Ваших вопросов - подтверждение того, что идём в одном духе, т.к. это те области, которые я планировал раскрывать в последующих рассуждениях. Моё представление относительно тела и плоти: Тело - внешний орган, посредством которого душа получает через соответствующие телесные органы чувств всю необходимую информацию о внешнем материальном мире. Где-то, образно говоря, на стыке тела с душой, в следствие грехопадения образовалась некая субстанция, именуемую в Священном Писании словом – плоть, или ветхая (старая) природа. Этим мы подчеркиваем, что она не была создана Богом, но появилась как знак (шрам, рубец во внутреннем человеке) после "короткого замыкания", вызванного Эдемской катастрофой (по крайней мере такой образ представляется мне для иллюстрации). В этом смысле под плотью следует понимать не просто тело или душу в чистом виде, но падшую, передающуюся по наследству, греховную природу Адама, делающую человека пленником греха и составляющую внутреннюю греховную оппозицию его духу (как возрождённому, так тем более и не возрождённому). Таким образом, плоть представляет собой инстинктивное ядро личности, порождённое грехопадением, являющееся достаточно примитивным, низменным и импульсивным, подчиняющимся принципу удовольствия. В ней на подсознательном уровне бушуют похоти и страсти. Содержание плоти состоит в основном из неудовлетворённых желаний, представляющих собой прежде всего биологические инстинктивные потребности человека. 19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное... (Гал.5:19-21) Как видно из приведенного текста, проявления плоти в основном сводятся к 3-м категориям – сексуальные, агрессивные и оккультные влечения, которые часто объединяются и смешиваются между собой, доводя человека до глубоких извращений. Поэтому, человек, движимый плотью более всего желает сексуальных и прочих удовольствий, разрядки своих агрессивных устремлений, проявляя при этом поразительную притягательность ко всему оккульно-демоническому, мистическому и гипнотическому. Плоть проявляет себя подобно внутренней живой личности, нападающей (восстающей) на душу, делающей всё возможное для того, чтобы её желания были удовлетворены и в конечном счете выражены в определённых поступках и действиях человека. Выход скрытой плотской энергии наружу, в определённо специфическом поведении и поступках человека – основная задача плоти. Относительно понятий "плотской" и "душевный", я понимаю что это не одно и тоже. Термином душевный можно подчеркнуть в 1-ю очередь невозрождённость человека, т.е. человек с повреждённым духом, жизнь которого управляется его душой. Плотской - больше подчёркивается, что это человек, душа которого в большей степени находится под влиянием его греховной природы (плоти), нежели духа. Противоположность этому состоянию - духовный человек - душа которого управляется возрожденным духом. Вот некоторые тексты: 14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. 15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. (1Кор.2:14,15) 1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 2 Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете? (1Кор.3:1-3) |
|
Сила личности в Боге её создавшем
Останнє редагування: 12 років 11 місяців тому від privatdoctor.
Адміністратор заборонив доступ на запис.
|
privatdoctor пише:
Моё представление относительно тела и плоти плоти: 1. Олег Николаевич, это описка или написано так с умыслом? 2. Являются ли синонимами в физическом смысле тело и плоть? |
|
Останнє редагування: 12 років 11 місяців тому від Олег Олейник.
Адміністратор заборонив доступ на запис.
|
Безусловно, Олег, опечатка - уже исправил
Относительно синонимичности слов тело и плоть, думаю что в русском языке именно так, когда мы говорим "тело" и когда "плоть", то имеем в виду одно и тоже. Но в Библии я нахожу по меньшей мере два значения слова плоть: 1. О плоти часто говорится, как о теле физическом 2. Плоть в смысле греховной природы, о чем я писал выше. Более подробно значение плоти в этом смысле я планирую раскрывать в разделе "Принципы функционирования человеческой личности" Благословений! |
|
Сила личности в Боге её создавшем
Адміністратор заборонив доступ на запис.
|