Леонид Михович
В формировании и закреплении сознания особой ценности богослужений в умах верующих исторический контекст внес решающий вклад. Кроме обусловленных политической ситуацией ограниченных возможностей, связанных с посещением и участием в собрании, значимости богослужений способствовал идеологический (духовный) разрыв верующих с враждебно настроенным по отношению к ним социалистическим обществом. Верующие были убеждены, что «весь мир лежит во зле», причем разложение достигло высшей степени, что указывает на приближающийся конец и приход Христа.
Отделение от грешного мира вело к изоляции христиан (добровольной или навязанной им) в сфере культуры и на бытовом уровне, а собрания сделало основным местом самореализации, удовлетворения духовных и эмоциональных потребностей, центром общения верующих и ключевым фактором передачи духовных ценностей.
Дело в том, что в советское время призыв к отделению от мира выражался не только в святости семейных отношений, чистоте речи, воздержании от курения и употребления спиртных напитков. Уход из мира означал решительный разрыв с коммунистической идеологией и светской культурой. В своей общей массе евангельские христиане-баптисты находились в социальном и культурном гетто. При этом важно отметить, что официально баптисты не проповедовали затворничество как образ жизни. Даже во времена лютых гонений они выступали против эскапизма, и часто в проповедях можно было услышать критику монашеского образа жизни. Не требовалось уходить их мира, но хранить себя от зла, жить в мире, но быть «не от мира сего», и это сохранение от зла, осквернения требовало устранения от участия в пропитанных грехом формах деятельности мира. Потому верующие не желали принимать участия в демонстрациях по случаю очередного дня победы, «Великой октябрьской социалистической революции» или победы, не посещали театры, концертные залы, дискотеки, массовые гуляния, отрицательно относились к телевидению. Хотя формальных запретов читать газеты, посещать кинотеатры или спортивные мероприятия во многих общинах могло и не быть, большинство верующих воздерживаются от этого, считая, что это может повредить их духовной жизни. (Например, более 90% баптистов не посещали зрелищные мероприятия.) Фактически, участие в богослужении (а также разборах Библии, репетициях хора, оркестра, молодежных поездках в другие церкви) заменяло светские культурные или развлекательные мероприятия, находящиеся в распоряжении «неверующих». Не считая общественных событий, связанных с жизнью в семье, - свадьбы, погребения, рождение детей, дни рождения, проводы в армию и др. – собрания были местом, где человек мог проявить свои дары и удовлетворить эстетические потребности, не только духовные.
В настоящее время понимание необходимости сдержанности в отношении светской культуры ослабело: мир перестал быть таким враждебным, как он представлялся в годы гонений. Пусть неофициально, но позволительны разного рода «безгрешные» удовольствия. Интеллигены-неофиты, как и вообще значительная часть молодых людей, посещают театры и кинотеатры, филармонии и концертные залы, спортивные мероприятия. Отсутствие или наличие телевизора уже не является «торговой маркой» баптиста, а с распространением компьютеров и этот вопрос, в сущности, потерял актуальность. Таким образом, кроме собрания есть и другие точки притяжения, что лишает богослужение его абсолютной ценности.
Как это повлияет на наши богослужения и веру? Сможем ли мы усилить наше влияние на мир, или мир будет менять нас и наше служение? Об этом стоит размышлять и молиться, дорогие читатели. И, может быть, вы сможете проанализировать ситуацию с библейской и исторической точек зрения и объяснить, что нас ожидает в будущем.