Рейтинг користувача: 5 / 5
Нужно отметить, что за последние 30 лет наблюдается усиление интереса и внимания к поклонению в церквях. А.В Тозер в свое время оплакивал поклонение Богу, назвав это состояние "Драгоценность, отсутствующая в евангельских церквях". Он был бы, конечно, очень удивлен реформацией (или революцией), которая произошла с момента его пророческого призыва в1950-м году. Он затронул этот больной вопрос, (вернее Бог использовал Тозера, чтобы затронуть этот вопрос). Сегодня в евангельском мире поклонение Богу становится главной заботой и необходимостью. Поэтому поводу проводится масса конференций. Мы встречаем много книг на эту тему. Мы стали свидетелями оползня печатных и написанных материалов для поклонения. Наблюдается тенденция называть директора музыкального служения пастором, ответственным за поклонение в церкви. Но хочется отметить самое главное, что во многих церквях все - таки наблюдается тенденция возвращения к подлинному поклонению в духе и истине.
В то же самое время, прорвавшись через заслон пренебрежения и заняв ключевую позицию, поклонение становится центром проявления многих противоречий в сегодняшней церкви. Раскол в церквях и в руководстве церквей происходит именно на этой почве. Тогда как в других вопросах проявляется, по крайней мере, терпимость и, хотя и не легкое, но перемирие. Едва ли, какое собрание сумело избежать споров по поводу индивидуальных вкусов, музыкальных стилей, инструментального сопровождения, динамичности, аудио – визуальных материалов и т. д. и т. п. И какое - бы решение ни было принято руководством по этому спорному вопросу (при условии, конечно, что оно принималось) зачастую, все заканчивалось тем, что кто – то уходил из церкви. Человек уходил, потому что не был удовлетворен принятым решением (или хуже того, оставался в церкви, испытывая при этом глубокое чувство обиды).
С печалью в сердце говорю, что признаки бури не исчезли. Надо честно сказать, что поклонение нашему Святому и Всемогущему Богу сегодня, все еще остается главным источником разногласий и раскола в наших церквях. Трагично, что то, что должно наиболее мощно отражать единство тела Христова под Его главенством, зачастую служит борьбе, недоверию и разъединению. Печальный ответ на молитву ап. Павла, – " …Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собой, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа " (Римл. 15:5-6). Есть несколько дорогих нашему сердцу мест, где "единомысленно", "единодушно", "едиными устами" либо сорятся по поводу поклонения, либо находят способ, как решить возникшую проблему. А иначе, каким образом мы надеемся (по словам Павла) "прославить Бога и Отца нашего Господа Иисуса Христа?"
Братья так не должно быть! Не должно! Я уверен, что во время вихря споров и противоречий мы все чаще теряем из виду фундаментальные истины, которые должны укреплять и созидать наше поклонение Богу во всех его проявлениях. Мы должны достигать согласия в главных вопросах поклонения, чтобы на общей почве был виден прогресс. Если только мы будем стремиться к единству, даже при наличии противоречий, мы будем воистину поступать, как единое тело Христово и будем Ему угодны, когда будем поклоняться.
1. Мы должны сосредоточить наше внимание на Божьей славе.
"Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь." (Римл. 11:36). Если все ради Него и Его славы, то безусловно, это должно присутствовать во всех человеческих попытках прославить Бога. Ибо, поклоняясь, мы вторим доксологии Павла; признаем безусловное величие, славу Бога и то, что Он превосходнее всех на земле. Мы сознательно и добровольно чтим Его (и) благодарим (Римл. 1:21). Мы принимаем участие в том, что соответствует смыслу нашего бытия, и возвращаем Ему то, что по праву принадлежит Ему: " …и не отдам славы Моей иному и хвалы моей истуканам". (Исаия 42:8).
Бог ли и Его изумительная слава поглощает наше внимание во время поклонения? Сосредоточены ли мы на Его безусловной святости, благодаря которой Он абсолютно недосягаем и превыше всего, что существует на этой земле. Стоим ли мы опьяненные Его любовью и милостью к нам и снисхождением в Господе Иисусе? Блекнет ли все на земле во свете Его славы и благодати? Какой из вопросов, обсуждаемых по поводу поклонения в настоящее время можно считать достаточно весомым и заслуживающим внимания во свете Его несказанной славы? Неужели мы действительно считаем, что Бог, поместивший в космосе мириады звезд, давший каждой из них имя (Ис. 40:26), удерживающий каждую из них на своей орбите так уж серьезно относится к тому, что мы споем псалом или песню, чтобы прославить Его? Напечатан ли текст в книге или в программке или спроецирован на стену или на экран? Если народы для нашего великого Бога "всего лишь песчинка праха на весах" (Ис. 40:15), то что для Него значат вопросы, о которых мы сейчас говорим? И имеют ли они для Него такое же большое значение, как для нас? Достигают ли наши лучшие усилия во время служения того, чтобы их можно было назвать достойными того, кому мы обязаны поклоняться? Мы с уверенностью можем сказать, что Богу отрадно, когда Его народ поклоняется Ему. Однако, Он тот, кто "смотрит на сердце" (3 Царств 16:7) поклонника, а не столько на то, как это происходит. Если бы мы могли действительно глубже понять, что такое слава Божья и отдать себя полностью тому, чтобы показать это в коллективном поклонении, то наши мелочные перебранки быстро испарились бы и поклонение по- настоящему наполнилось бы смыслом.
2. Мы обязаны помнить, что мы, поклоняемся Богу. Только Богу и всецело Богу.
Казалось бы, Новый Завет допускает значительную свободу в смысле существующих форм поклонения. А эта свобода, в сою очередь, находит выражение в многочисленном историческом и географическом разнообразии форм поклонения в церкви Иисуса Христа. Мне хочется обойти молчанием в этом вопросе свою собственную страну. Свобода в поклонении только тогда жизнеспособна, если она покоиться на непоколебимой и бескомпромиссной истине. Но суть вопроса заключается в том, что мы поклоняемся Богу, а это главное и основное; поэтому решения, связанные с формой, стилем или вкусами, что тоже неизбежно и необходимо, не должны терять из виду самого Бога, который должен быть в центре всего происходящего. Бог должен стать сутью нашего поклонения, а все остальное должно быть на втором плане. Следовательно, разговор о личных вкусах, о "привлекательности" того или иного вида музыки, о предпочтении стилей, об актуальности, о том, что ты пользователь или ищущий ("user"- or "seeker"- friendly") должен раз и навсегда занять место в задних рядах по отношению к основному принципу нашего поклонения. Больше всего нам следует заботиться о том, чтобы наше поклонения было угодно Богу и приносило Ему честь, которой Он достоин. А мы заботимся о вопросах, которые сосредоточены как раз не вокруг Него, а вокруг нас. Бог на самом деле что-то ищет. А ищет Он поклонников (Иоанн.4:23). Мы должны посвятить свою жизнь тому, чтобы угождать Ему, а не публике. Но также мы не должны с уверенностью думать (относительно нашей или какой либо другой церкви), что знаем, какой музыкальный стиль служения Бог приемлет, а какой нет. Если посмотреть на то, как во всем мире поклоняются Богу и какое музыкальное пожертвование кладут к Его ногам, то мы обнаружим, что Бог намного терпимей в этом вопросе, чем мы сами. И напрашивается вывод, что применять в этом вопросе то, что мы называем рассудительностью, превосходящей то, что установлено в этом вопросе самим Богом, значит стоять на очень зыбкой почве!
Мы поклоняемся Богу и поэтому, какие бы факторы не брались во внимание при организации структуры стиля коллективного поклонения, следует помнить, что, прежде всего мы должны заботиться о том, чтобы Его народ смог по- настоящему отобразить и возвеличить славу Божью.
3. Мы должны быть послушны повелению Павла – "почитайте один другого высшим себя". (Филл.2:3).
С уверенностью можно сказать, что это повеление идет в разрез с нашими естественными инстинктами, которые мы унаследовали в результате грехопадения. И всю оставшуюся жизнь мы будем воевать не без помощи Духа Святого с нашим желанием поставить себя на первое место во всех областях нашего существования.
Но задумывались ли мы хотя бы о том, чтобы применять принцип Павла в наших церквях во время поклонения? Насколько часто в наших рассуждениях о поклонении мы можем подняться выше таких вопросов как: что мне нравится? Что, на мой взгляд, хорошо? Что, на мой взгляд, приносит Богу славу? Мы настолько самонадеянны, что считаем, что наши музыкальные вкусы совпадают с музыкальными вкусами Бога. Назидание ап. Павла и его учение, о том, что каждый член тела вносит свой принципиальный вклад (1Кор.12:12-18) в общее дело нужно видеть во свете того, что если я не считаю что-то благословением, это еще не значит, что так считают другие. К. С. Льюис отлично описывает подобные ситуации в своих произведениях. Но опять таки возвращаемся к мысли что "получить благословение во время поклонения" должно быть на втором плане по сравнению с тем, что нужно возвеличить Бога. И Бог может счесть, что мой ближний возвеличил Его своим музыкальным вкладом, даже если я считаю его вклад едва ли соответствующим необходимым требованиям, или мелким, или чересчур изотерическим или скучным – если он или она истинно поклоняется и желает принести духовную жертву своим голосом или в своем сердце. И даже если "получить благословение" по-прежнему остается принципиальным вопросом, тогда прямое применение принципа ап. Павла на практике заключается в том, чтобы мой ближний получил это благословение, потому что это для меня важнее, чем мое собственное благословение.
Нелегкая тема для обсуждения. В конечном счете мы бы подтянули бы мнение других к своему (во всех областях, включая музыку), чем подтягивали бы свое к мнению других.
Но здравая истина заключается в том, что как только мы задаем себе вопрос – почему кто-то не хочет мне уступить – мы тем самым нарушаем дух и букву повеления ап. Павла почитать других выше себя!
Давайте же ставить на первое место индивидуальный комфорт того, кто сидит в церкви (верующего или неверующего), а вместо этого будем стремиться чтить Бога и угождать Ему, потому что будем искренне уступать друг другу, проявлять жертвенную любовь в теле – даже в вопросах поклонения! Можете ли вы представить себе более здоровое духовное упражнение для народа Божьего, чем искоренять "любопрение и тщеславие" в вопросах, где "я" и "мое" может так легко взять верх. Коллективная жертва хвалы, пронизанная всеобщим смирением – вот это дар, который не стыдно предложить Богу!
4. Мы обязаны понимать учение Н. З. о поклонении Богу "всю нашу жизнь".
Один из ключевых моментов, на который Иисус обратил внимание, когда беседовал с женщиной из Самарии: Его приход послужит тому, чтобы трансформировать поклонение, которое больше не будет привязано ни к месту, ни к событию – " ни на сей горе, ни в Иерусалиме" (ст. 21), а будет "в духе и истине"(23).
Как нам удалось уклониться в сторону В.З. модели поклонения, привязанной к месту и к событию в то время, как Иисус очень ясно аннулировал ее в Иоанна 4? Как быстро мы забываем, что кульминация поклонения может найти свое отражение в коллективном действии или в собрании верующих (так должно быть). Но поклонение не начинается, не должно и не может начинаться с этого. Какими поверхностными, не напитавшими свое сердце Божьим Словом христианами будем мы, если придем в церковь в воскресенье, чтобы поклониться за всю неделю.
В отрывке Римл.12:1 Павел предлагает нам более уравновешенный взгляд на проблему, который целиком согласовывается с учением Иисуса в Иоанна 4. Павел умоляет своих читателей отозваться "милосердием Божиим". Тем милосердием Божиим, которое он только что описал в гл. с 1-11-ую. И представить тела свои (т.е. всего себя) в "жертву живую, святую". "Это, – пишет он, – будет угодно Богу и будет разумным и духовным выражением поклонения. Другими словами, правильное поклонение Богу в ответ на Его спасительную миссию посредством труда, совершенного И. Христом. Это наша жизнь и поклонение. Это жертвоприношение из нас же самих, каждый миг нашей жизни в течение всей недели ради славы Божьей и к Его удовольствию. "И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца".(Кол. 3:17). "Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию".(1 Кор. 10:31).
Коллективное поклонение представляет собой идею, когда верующие собираются вместе после хождения и поклонения Господу в течение недели (сюда входит индивидуальное поклонение, благодарение, молитва и, в целом, отношение к жизни). Дух Святой может взять такой народ и организовать мощное коллективное поклонение. С другой стороны "коллективное поклонение может быть нецелесообразным, если оно не является частью жизни-поклонения и не отражает то, как мы живем в течение всей недели даже, невзирая на прекрасно расписанные протоколы и глубокие таинства церкви.
Пастора, ответственные за поклонение, должны со смирением признать, что такой титул фактически не что иное, как неправильное употребление термина, с позиции Н.Заветнего понимания. Разве может единственный сотрудник блюсти и воодушевлять поклонение народа в течение всей его жизни!
Скорее нужно, как уже было упомянуто в предыдущем разделе, чтобы сотрудники наравне с обычными прихожанами, участвуя в различных служениях, почувствовали бы себя катализатором поклонения Его народа в течение недели, а также тех, кто ищет, как принести плоды поклонения через коллективное поклонение через коллективную, а не индивидуальную деятельность.
5. Мы должны видеть служение церкви, как деятельность, в конечном итоге нацеленную на поклонение Богу.
Джон Пайпер в своей книге "Да возрадуются народы: Верховная власть Бога над миссиями" объясняет каким образом поклонение становится конечным и вечным назначением церкви, в то время как существование миссий это только "временная необходимость". Он также показывает, как образование миссий должно вытекать из поклонения ("Ты не можешь хвалить то, чем не дорожишь.) и возглавлять поклонение тех, кто "из всякого колена и языка и народа и племени" (Откр. 5:9). Он предлагает такое определение: "Поэтому поклонение это топливо, на котором работают миссии и цель их существования".
То, что Пайпер говорит о миссиях вполне применимо ко всему служению в целом и его отдельным видам.
"Служение – единственный вид христианской деятельности, который замыкается на себе". Это тоже высказывание Пайпера. Другими словами, поклонение уникально в своей чисто вертикальной направленности. Все другие виды служения и христианские стремления включают горизонтальный элемент, который нацелен в сторону людей, будь то благовестие, воспитание учеников, детское или молодежное служение; но на самом то деле, конечная цель этих мероприятий заключается в том, чтобы устремить взгляд людей к небу, помочь им сосредоточить свое внимание в вертикальном направлении; "сделать из мятежников поклонников Богу" и привлечь верующих на путь еще более тесного хождения- прославления- поклонения Богу.
Выражаясь кратко, можно сказать, что воспитывать лучших поклонников Богу и делать так, чтобы их становилось больше, и есть цель всего христианского служения (и, безусловно, в конечном итоге, Он единственный, кто это должен осуществить).
Посему, давайте будем все смотреть на церковное служение, как на что- то единое и целостное, видеть единственную цель церкви во всем многообразии ее функций – не только, например, поклонение. "Ибо все из Него, Им и к Нему, Ему слава во веки. Аминь". (Римл. 11:36).
Вывод.
Как легко, порой, за деревьями не увидеть леса! Я с уверенностью говорю, что решения относительно музыкального выбора, форм, инструментального сопровождения и т. д. должны приниматься. Но все это стоит на втором плане и блекнет перед такими важными и весомыми библейскими понятиями как Божья слава, поклонение Ему, необходимость тренироваться в смирении и подчинении друг другу во время нашего поклонения Богу. Нужно помнить, что поклонение Богу в церкви и в жизни отдельного человека занимает центральное и главенствующее место.
К этому нам следует стремиться и только тогда наше поклонение будет угодно Богу, невзирая на его качество и количество тех, кто поклоняется. Мы должны поклоняться в единстве, а если не так, то мы поклоняемся впустую. Давайте не забывать слова Джеймса Торренса, что "есть всего лишь один путь к Отцу, а именно через Христа в общении с Духом, в общении со святыми, не зависимо от того, какую внешнюю форму наше поклонение может иметь".
"Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века до века. Аминь". (Еф. 3:21).
What the Church Needs Now Worship Perspectives for the New Millenium by Ron Man
У Києві відбулася Пасторська конференція
"Наступне покоління в служінні"
У Києві відбулася Пасторська
конференція "5 Сола Реформації"
У Києві відбувся Другий український
місіонерський форум
В Україні відбулися Регіональні конференції
служителів "Церква, яка впливає
на суспільство"
У Києві відбулася Пасторська
конференція "Дисципліна благодаті"