Прохоров Константин
(Часть вторая, публикуется в двух частях. Смотреть первую часть)
I·Православное понимание святости оказало заметное влияние на братство ЕХБ. Отсутствие формальной церковной канонизации отнюдь не является препятствием для широкого народного почитания того или иного святого. В Русской православной церкви, помимо общей канонизации, существует и местная, относящаяся к отдельной епархии или даже одному только монастырю или храму, связанных с жизнью святого. Подобную картину мы видим и у русских баптистов.
Православное понимание святости оказало заметное влияние на братство ЕХБ. Отсутствие формальной церковной канонизации отнюдь не является препятствием для широкого народного почитания того или иного святого. В Русской православной церкви, помимо общей канонизации, существует и местная, относящаяся к отдельной епархии или даже одному только монастырю или храму, связанных с жизнью святого. Подобную картину мы видим и у русских баптистов.
Например, в общинах ЕХБ Поволжья и Юга России получили распространение свидетельства о святой жизни служителей Иосифа Андреевича Лаптева и Ивана Владимировича Иволина. Ниже приведены некоторые, по сути, агиографические подробности из их биографий.
Иосиф Андреевич Лаптев в 1950-е и 1960-е годы жил в городке Шахунья (в Горьковской области) и совершал служение проповедника в сельской местности. Он никогда не женился, полностью посвятив свою жизнь Господу. По рассказам очевидцев, И.А. Лаптев был добрым, смиренным пастырем, постоянно пребывавшим в постах и молитвах. Он никогда не принимал подарков, сколько бы ему их ни предлагали, и даже от обедов в тех деревнях, где совершал служение, отказывался. Когда его звали к столу, он обычно отвечал: «Спасибо, мне ничего не нужно, я сегодня в посте…» В трудное послевоенное время Иосиф Андреевич жил тем, что из ивовых прутьев плёл корзины и клеил из старых автомобильных шин калоши. Он любил переписывать от руки назидательные христианские книги и тексты Священного Писания (последними была украшена вся комната, в которой он жил). И.А. Лаптев был дружен с местным православным священником, и они с ним по многу часов с удовольствием беседовали на духовные темы: и о том, что объединяет всех христиан, и деликатно – о том, в чём православные и баптисты расходятся между собой…
Иван Владимирович Иволин в 1960-е годы нёс служение пресвитера Пятигорской церкви ЕХБ. Он был, по свидетельству многих, кротким Божьим слугой, проповедником Евангелия, жившим святой жизнью, почти в полной нищете. Братья и сёстры желали ему помогать, часто незаметно оставляли в его доме какие-то продукты, одежду, но он тут же всё раздавал бедным. Когда церковь назначила Ивану Владимировичу содержание, – девяносто рублей в месяц, – то он взял себе только тридцать… Каждого члена церкви он посещал семь раз в году, ободрял, утешал, молился. Иван Владимирович был замечательным проповедником, учеником И.В. Каргеля. Даже гости из Москвы не раз говорили, что такие проповеди, простые и глубокие, надолго запоминающиеся, им редко доводилось слышать…
Подобные трогательные рассказы о «святых бессребрениках», их благочестивой жизни и служении Богу, изначально не предполагающие наличия в этих людях каких бы то ни было недостатков, даже стилистически очень напоминают православные «Жития свя-тых». Обращает на себя внимание также безбрачие некоторых святых баптистов, что тоже заметно сближает их с древней монашеской традицией. Не имея возможности здесь подробно пересказывать многие агиографические повествования братства ЕХБ, кратко обозначим только некоторые характерные сюжеты.
Упомянутую выше тему святого бес-сребреничества хорошо дополняет рассказ о кассире одной из общин ЕХБ в Казахстане А.Л. Манякине, который в 1960-е годы, не имея личных денег, прошёл пешком много километров, неся с собой в условленное место всю церковную кассу, из которой не взял (за свой труд или в долг) даже малой суммы для проезда на автобусе. Когда братья и сёстры спросили его об этом, кассир ответил: «Как бы я мог взять оттуда хоть копейку, ведь это Божьи деньги!» Другой служитель довольно крупной баптистской церкви в Казахстане, через руки которого проходили значительные пожертвования для помощи нуждающимся, сам одевался в столь ветхую одежду и был столь скромен в быту, что стал для многих «притчей во языцех».
Автору не раз доводилось слышать многочисленные свидетельства пожилых членов церкви ЕХБ о стойкости христиан в вере как в сталинские, так и в более поздние годы. В советских трудовых лагерях их избивали, морили голодом, натравливали на них сторожевых собак. По одному из очень устойчивых рассказов, однажды собаки сотрудников НКВД чудесным образом не тронули готовых принять мученическую смерть русских баптистов. Интересно, что в православных «Житиях святых» органично присутствует тема незлобия даже самых лютых зверей по отношению к Божьим людям. Например, о преп. Сергии Радонежском сообщается, что, когда он жил в лесу, его не трогали голодные волки и медведи.
В литературе ЕХБ о мученичестве за веру Николая Хмары (Алтайский край, 1964 г.) также встречаются житийные черты, благочестивое истолкование подвига: «Хмара до самого конца свидетельствовал о Христе, и за это его мучители вырвали ему язык». Подобная стойкость в вере во все века вдохновляла христиан.
В другом свидетельстве сообщается о русской баптистке с четырьмя приёмными малыми детьми, едва выживших в голодные годы и затем претерпевших много унижений и гонений за веру в своём селе в 1930-е годы. Когда, в начале Великой Отечественной войны, их местность оказалась в зоне немецкой оккупации, все сельские активисты и коммунисты были арестованы, а новые власти потребовали от пострадавших во время советского режима крестьян обвинительных показаний. Многие охотно ставили свои подписи под обвинениями, а эта баптистка – отказалась, сказав, что она, по слову Христа, уже простила своих гонителей. Тогда немцы стали ей угрожать, а затем жестоко избили плёткой. Однако и это страдание она перенесла со смирением. За долгую жизнь этой христианки много было сделано простых добрых дел. Когда в 1980-е годы она умерла, к ней на похороны собралось множество народа – и баптистов, и православных (святость этой женщины признавали и близко знавшие её православные). А над открытым гробом, по свидетельству очевидцев, в безоблачный жаркий летний день, «плакало небо» – оттуда вдруг стали падать большие редкие дождевые капли…
Об особом почтении со стороны православных людей к некоторым благочестивым баптистам рассказывал и генеральный секретарь ВСЕХБ А.М. Бычков: "Недавно в одном из небольших городов Центральной России хоронили старца пресвитера. Когда процессия приблизилась к православной церкви, местный священник повелел звонить в колокола в знак уважения к почившему служителю Христову…" (Бычков А. 110-летие русско-украинского братства ЕХБ. Братский вестник, №5’ 1977. С. 70.)
Анализируя приведённые выше жизненные истории, следует отметить, что в агиографических материалах ЕХБ, так же как и в «Житиях святых», часто опускаются точные детали описываемых событий, не всегда ясно, где и когда они происходили. На первое место определённо выдвигается нравственный пример, духовное назидание, а не исторический контекст. По всей видимости, это отражение известной черты славянской души – склонности более к духовно-мистическому, чем рационалистическому восприятию мира. Вот, например, что записывали в своих заветных тетрадках и блокнотах многие отечественные баптисты в 1950-е – 1970-е годы: «Адрес христианина: Духовная Родина, Евангельская область, Сионский район, город Небесный, улица Узкий Путь, переулок Тернистый, дом Обители. Проводник·· туда·· –·· Святой·· Дух,·· спросить Сторожа совести…»
Для непосвящённого человека, такие слова – некая бессмыслица. Однако суть данного аллегорического текста (достойного многократного переписывания как юными, так и зрелыми баптистами!) несколько проясняется, если мы его, например, сравним со следующими словами автора православного жития: «…А из какого града или веси и от каковых родителей произошел такой светильник, того мы не обрели в писании, Богу то ведомо, а нам довольно знать, что он Горнего Иерусалима гражданин, Отца имеет Бога, а Матерь – святую Церковь, сродники его – всенощные многослезные молитвы и непрестанные воздыхания, ближние его – неусыпные труды пустынные». Общий, нерационалистический подход в передаче не только отвлечённого духовно-назидательного материала, но и нередко даже вполне реальных исторических сведений в немалой степени характерен как для русской православной, так и отечественной баптистской агиографии.
II К теме святости в русском контексте тесно примыкает уникальное духовное явление – юродство Христа ради. В восточной христианской традиции первым юродивым нередко воспринимается Сам Спаситель Иисус Христос, отвергший ценности мира сего и учивший, что Царство Его – «не отсюда». Несмотря на то, что юродство, строго говоря, подвиг «противоканонический», для многих православных людей юродивые – наиболее почитаемые святые. Их «убожество» и «безумие», нестандартное поведение в обществе ярко демонстрируют искренность религиозного чувства, детское упование на Бога, крайнюю форму христианского подвижничества. Сотни юродивых получили известность на Руси, десятки из них были канонизированы.
В такой атмосфере едва ли удивительно, что и отечественный баптизм знает немало юродивых Христа ради. Согласно любопытному преданию, уже Иван Григорьевич Рябошапка, один из пионеров евангельского движения на юге России, живший во второй половине XIX века, юродствовал на ярмарках, где любил громко выкрикивать: «Украл! Украл!» Вокруг него собирался народ, спрашивал: «Что украли?» А Рябошапка отвечал: «Сатана украл у людей спасение!» Спустя какое-то время он снова кричал: «Нашёл, нашёл!» И вновь собирались любопытные: «Что нашёл?» А Рябошапка радостно говорил: «Спасение вечное нашёл!» – и, при большом скоплении людей, начинал свою необычную «народную проповедь»…
В рассматриваемый нами период в братстве ЕХБ обрели известность десятки юродивых Христа ради, простых советских баптистов. И самым знаменитым из них, наверное, стал юный Ваня Моисеев. Он был родом из молдавского села Волонтировка, состоял членом общины Совета церквей ЕХБ. В 1972 году, во время второго года службы в армии, в крымском городе Керчь претерпел мученическую смерть за свою христианскую веру. От многих других страдальцев братства ЕХБ советских времён его отличали именно «святая простота», удивительная духовная прозорливость и очевидное безумие Христа ради. Даже официальные источники Совета церквей ЕХБ сообщают о Ване Моисееве много больше, чем это формально допустимо, с точки зрения баптистской догматики. Например, не скрываются его видения небесного Иерусалима, ветхозаветных святых, апостолов Христа, а также общение с ангелами Божь-ими. Во время службы в Советской Армии Ваня, как и прежде дома, молился по нескольку часов в день, простодушно рассказывал своим сослуживцам, включая командиров-коммунистов, об Иисусе Христе, терпя за то насмешки и побои. Однажды при большом скоплении солдат он пророчески точно предсказал отпуск («я помолился в духе и Господь открыл мне») критически настроенному к вере сержанту, у которого, казалось, не было на поездку домой никаких шансов. Также Ваня чудесно исцелился после тяжелейшей травмы без помощи врачей, мог не есть по нескольку дней, без видимого вреда целыми ночами находился на морозе в летней военной форме, без ропота и с радостью принимал любое наказание от командиров (например, с веселием сердца натирал полы щёткой и мылом в большой казарме, что для солдат второго года службы всегда считалось особенно унизительным занятием), а затем так же просто принял мученичество за Христа.
Сравнивая христианский подвиг Вани Моисеева с житиями известных русских юродивых, мы неизбежно обнаруживаем целый ряд принципиально общих черт: незлобие и любовь к окружающим людям, включая гонителей; «странное» поведение в обществе; необыкновенное усердие в молитве; видение мира духовного, ангельского; дар чудотворения и пророчества; аскетический образ жизни, и т.д. Например, Прокопий Устюжский за своё, Христа ради, юродство со смирением претерпевал от многих людей «досаду и укорение и биение»; Михаил Клопский прославился крайним аскетизмом, неустанными молениями и чудесами; Симон Юрьевецкий ходил на морозе в одной льняной рубахе и босяком; Василий Блаженный удостоился видеть мир ангельский и обладал даром пророческим. Духовной прозорливостью прославились также: Прокопий Вятский, Николай Псковский и многие другие святые юродивые.
Ещё один очень известный в среде советских баптистов юродивый – Борис Максимович Здоровец из Харькова. Будучи начитанным и необыкновенно одарённым человеком, он нередко в своей жизни надевал «маску юродства», дабы обличать пороки сильных мира сего, причём – как представителей государственной атеистической власти, таки некоторых баптистских руководителей. Во время своего первого ареста (за активную деятельность среди христианской молодёжи, в декабре 1961 г.) Борис Максимович, юродствуя, около трёх часов не впускал в дом сотрудников КГБ и милиции, как те его ни уговаривали. Стражи порядка имели неосторожность придти в 5 часов утра, а Здоровец с присущим ему юмором поучал их, что в такое время только бандиты промышляют, приходите, дескать, к восьми… Милиционеры какое-то время мёрзли на улице, а затем принялись ломать дверь. Борис Максимович же, будучи (как многие баптисты того времени) полным пацифистом, устрашающе кричал им через дверь: «Жена, неси секиру, бандиты в хату лезут!» Чем немало перепугал всех.
Находясь в заключении, Здоровец постился по пятнадцать суток (только пил воду) каждый раз, когда его сажали в штрафной изолятор. А помещали его туда за «неправильное» поведение достаточно часто. Когда курс Совета церквей ЕХБ по отношению к «инакомыслящим» единоверцам стал особенно жёстким, и отлучения даже заслуженных пресвитеров стали обычным делом, Здоровец однажды, нарушив привычный ход церковного служения, во время проповеди известного баптистского руководителя, ответственного за наибольшие злоупотребления властью, неожиданно прилюдно вручил ему верёвку и кусок мыла со словами: «Довольно тебе мучить народ Божий!..»
Борис Максимович в своей жизни получил многие видения от Господа, пророчествовал («разговор с Богом только через Библию – всё равно, что общение с отцом через письма, этого недостаточно…»), использовал самодельные чётки из тридцати трёх абрикосовых косточек для молитвы в исправительно-трудовом лагере в 1960-е годы, и т.д. Столь странное для баптиста поведение, разумеется, многими осуждалось, однако непременно в избытке находились и те, кто усматривал в Борисе Максимовиче то самое проявление благодати Божьей, зовущейся юродством Христа ради.
В жизни Б.М. Здоровца ярко высветилась ещё одна важная грань традиционного российского юродства, а именно: смелое обличение власть имущих. То, что было немыслимым для людей обычных и даже знатных, нередко попускалось блаженным, через которых, по благочестивому поверью, говорил Сам Бог. Например, св. Иоанн Большой Колпак при встрече с царём Борисом Годуновым открыто предупреждал его о последствиях нечестивого правления: «Умная голова, разбирай Божьи дела! Бог долго ждёт, да больно бьёт…» А святой юродивый Никола Псковский, по преданию, однажды во время поста поднёс Ивану Грозному кусок окровавленного мяса. «Я христианин, и в пост мяса не ем!» – побледнел царь. «Зато ты пьёшь кровь христианскую!» – сказал блаженный. На таком историческом фоне Борис Здоровец из Харькова, с верёвкой и мылом в руках обличающий «баптистского царя», выглядит не столь уж странно.
Другой любопытный случай юродства в братстве ЕХБ произошёл в 1986 году в Караганде. Известный в казахстанских церквах брат N.N. получил откровение посетить местного высокопоставленного сотрудника КГБ. В указанный ему свыше день и час N.N. попросил о приёме. Короткая встреча без предварительной записи удивительным образом состоялась, во время которой произошёл следующий примечательный диалог.
– …Сам Господь послал меня к Вам сказать, чтобы Вы покаялись и верили в Евангелие.
– …По какому вопросу Вы ко мне пришли?
– Только по одному: вопросу спасения Вашей души…
– Если только по этому вопросу, то я не желаю с Вами говорить…
– Только по этому, – я поднялся, направился к двери, наклонился и говорю: “и прах от ног своих” (Лк. 9.5)… Я не знаю когда она [Ваша душа] перейдёт в вечность – завтра или послезавтра. Пришлось мне беседовать в шахте с Володей. “Успею ещё”, – говорил он, но не успел, преждевременно ушёл в вечность…
– Знаете что, за угрозу есть соответствующая статья. Я могу сейчас донести, и Вас накажут.
– Пусть меня накажут, лишь бы Вы были спасены… Я буду продолжать молиться о Вас. Да благословит Вас Господь…
- Господи, …умоляю: помоги ему не погибнуть.
В данной истории мы видим очередную версию сакрального сюжета о встрече «святого юродивого» с «царём». Всё начинается с откровения свыше («Сам Господь послал меня к вам…»). Юродивый, без малейшего сомнения, ощущает себя инструментом в руках Божьих, исполнителем Его воли, поэтому встреча, неожиданная для «царя», при всей его занятости, не может не состояться в строго определённое (или «предопределённое») время. Юродивый заботится о душе начальствующего человека, перед кем трепещут все окружающие, точно так же, как о спасении самых простых людей. Встречая отпор своей высокой миссии, юродивый, не беспокоясь о последствиях, тут же прибегает к драматическим эффектам: демонстративно «отрясает прах от ног», ссылаясь на известные слова Писания, буквально истолкованные, предрекает начальствующему лицу близкую кончину, загадочно намекает на смерть некоего человека, прежде его не послушавшегося… Наконец, юродивый завершает речь молит-вословиями с пожеланиями своему собеседнику вечного спасения (в собственном спасении он, по-видимому, не сомневается).
Очень схожую картину такого типа юродства можно встретить, например, в описании протопопом Аввакумом (лидером старообрядцев) своей знаменитой встречи с восточными патриархами Паисием и Макарием на Московском соборе 1667 года.
Как обычно, блаженный человек говорит не свои, но Божьи слова: «Перед вселенских привели меня патриархов… Бог отверз уста мои грешные, и посрамил их Христос устами моими…» Аввакум, скорбя о греческом православии, увещевает приезжих архиереев и устрашает грядущей гибелью: «Много от Писания говорил с патриархами… Рим давно пал и лежит невсклонно, а ляхи с ним же погибли, …и у вас православие пестро стало…»
Когда слова оказываются тщетны, юродивый, для лучшего запоминания его вести окружающими, с воодушевлением сопровождает её шокирующими действиями. Протопоп Аввакум продолжает повествование: «Чист есмь аз и прах прилепший от ног своих отрясаю пред вами, по писанному… Толкать и бить меня стали, и патриархи сами на меня бросились… Я отошел к дверям да на бок повалился, а сам говорю: “Посидите вы, а я полежу”…» И завершается встреча обличительными словами Аввакума, несомненно, глубоко нравственно страдавшего от «гибельного пути» греков и никониан: «Смеются: “Дурак-де протопоп: и патриархов не почитает”. И я говорю: “Мы уроды Христа ради! Вы славны, мы же бесчестны! Вы сильны, мы же не-мощны!”»
В ответ даже на, казалось бы, ничего не значащие мелочи у отечественных баптистов порою непроизвольно проявлялась реакция, при ближайшем рассмотрении – уходящая корнями в седую древность восточно-христианской традиции. Вот, например, одно из известных нам благочестивых размышлений служителя церкви ЕХБ советского периода. Однажды во время богослужения на пресвитера N.N. села муха и довольно чувствительно кусала его. Пресвитер муху эту сначала прогнал, но когда она снова прилетела, смиренно решил терпеть её присутствие на себе, с умилением думая о том, насколько большие страдания претерпел Христос: «…Как я в любой момент мог прогнать муху, так и Христос в любой момент мог выйти из скорби. Но Он решил… не сойти с креста…»
Это тоже своеобразное юродство в миниатюре, воскрешающее в памяти сонм святых мужей Божьих, подвизавшихся в страдальческом смирении и терпении. Например, Симеон Столпник, согласно житию, прилагал к своей гноящейся ране червей, выпадавших из неё, и говорил при этом: «ешьте, что вам Бог послал». Никита Переяславский добровольно оставлял тело нагим для укусов комаров и мошек, густо облеплявших его. Так же поступали и многие другие русские святые: Серафим Саровский, Феодосий Печер-ский, Никандр Псковский, Савва Вишерский…
Вероятно, русские баптисты, на словах не раз осуждавшие монашеские крайности, и теперь бы предпочли всячески отмежеваться от подобного духовного опыта, тем более в представленном выше контексте, однако на практике всё оказывается значительно сложнее. Суть проблемы в том, что здесь едва ли возможно найти какие-либо принципиальные отличия в поведении и, что ещё важнее, в мотивации действий святых православных монахов-аскетов и, скажем, того же замечательного пресвитера ЕХБ (N.N.). Нравится кому-то или нет, это один и тот же радикальный религиозный дух, свидетельствующий: поскреби русского баптиста и найдёшь монаха…
Особенностью рассматриваемого нами позднего советского периода стало также юродство некоторых членов церкви ЕХБ во время советских судебных процессов. Вот, например, несколько красноречивых отрывков из стенограмм судов над баптистами в Семипалатинске в 1962-м и в Фергане в 1971-м годах:
Судья: «Кто руководит вашей нелегальной группой?»
Подсудимый баптист: «Я уже сказал – Христос и Дух Святой»…
(Подсудимые отказываются от помощи государственных адвокатов и заявляют о желании использовать для своей защиты Новый Завет. Последнее им не разрешается).
Вопрос: «В одном из ваших стихотворений есть такие строки: стоит трудиться, стоит бороться… Скажите, с кем трудиться, с кем бороться?..»
Ответ: «Наша брань не против плоти и крови, а против злобы духов поднебесных»…
Вопрос: «У вас должна быть справка, документ, свидетельствующий о том, что вы официально являетесь пресвитером».
Ответ: «Пресвитер должен действовать не по справке, а по вдохновению»…
Вопрос к свидетелю-баптисту: «Что вы знаете о подсудимых?»
Ответ: «Я знаю, что имена их записаны в Книге жизни, что их есть Царство небесное и велика их награда на небесах».
Вопрос: «Покажите… эту книгу, нам нужны документы!»
Ответ: «Она находится на небесах».
Можно представить, в каком неловком положении оказывались на подобных процессах судьи-атеисты, приговаривавшие верующих людей к длительным срокам лишения свободы не столько за уголовные преступления, сколько за их, выражаясь языком коммунистов, «религиозные фантазии». Подобные приговоры неизбежно позорным пятном ложились на репутации судей. Не случайно многовековое общественное мнение на Руси утверждало: нельзя обижать юродивого, Господь на-кажет… В восточно-христианской традиции одним из отличительных признаков истинной Церкви непременно являлось доброе, терпеливое и заботливое отношение к юродивым. Общины, которые отталкивают от себя таковых, тем самым демонстрируют серьёзный недостаток любви в своих рядах.
В целом, в широком распространении в отечественном братстве ЕХБ до начала перестройки специфически восточного понимания святости, доходившего порою до открытого юродства, нельзя не увидеть самого серьёзного православного влияния. Показательно, что в советских исправительно-трудовых лагерях (отнюдь не деливших заключённых по вероисповедному признаку) имели место случаи даже совместного юродства православных и баптистов. Об этом свидетельствуют в своих воспоминаниях, например, такие известные в прошлом лидеры братства СЦ ЕХБ как Иосиф Бондаренко и Борис Здоровец.
Многие советские баптисты до перестройки не стыдились признавать себя «бедными грешниками», которые нуждаются в очистительном «плаче о грехах» и «не могут быть чистыми». Такое мировосприятие часто контрастировало с их подлинно христианским, «аскетическим» и порою даже мученическим образом жизни в атеистическом советском государстве. Что, вероятно, и было близко к святости в восточно-христианском смысле слова. На наш взгляд, корни уникальности русского баптизма следует искать, прежде всего, в его общей истории с православием, в совместном проживании в одной стране и в неосознанном следовании восточно-христианской традиции (включая монашеские тенденции), что особенно сильно проявилось в послевоенные годы, когда западный мир и социалистические страны оказались надолго разделены железным занавесом. А уже с конца 1980-х годов, в атмосфере гласности и перестройки, в России постепенно начали сказываться иные богословские тенденции, представленные, например,··· многочисленными··· западными миссионерами и проповедниками. В результате, прозападное крыло отечественного братства ЕХБ (которое, несомненно, тоже всегда существовало) быстро укрепилось и начало оказывать давление на единоверцев-«славянофилов», что, собственно, мы и наблюдаем по сей день.
Библиография:
Архиепископ Иоанн (Шаховской). Избранное. Петрозаводск: Святой остров, 1992.
Архимандрит Георгий. Обожение как смысл человеческой жизни. Изд. Владимирской епархии, 2000.
Бондаренко И. Три приговора. Одесса, 2006.
Бычков А. 100-летие объединительных съездов. Братский вестник, №6’ 1984.
Бычков А. 110-летие русско-украинского братства ЕХБ. Братский вестник, №5’ 1977.
Бычков А. Мой жизненный путь. М.: Отражение, 2009.
Бюллетень Совета родственников узников евангельских христиан-баптистов в СССР № 21. М., 1975.
Власов А. От избытка сердца. Идар-Оберш-тайн: Титул, 2000.
Гнида И. Духовно-патриотическое служение. Братский вестник, №6’ 1984.
Жидков Я. Преображение Господне. Братский вестник, №5-6’ 1962.
Житие Аввакума и другие его сочинения. М.: Советская Россия, 1991.
Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского. В 12-ти тт. М.: Синодальная типография, 1903-1911.
Журавлев В. Велика верность Твоя, Господи: свидетельства из жизни. Штайнха-ген, Германия: Samenkorn, 2006. Т. 1.
Журавлев В. Сила в немощи: свидетельства из жизни. Штайнхаген: Samenkorn, 2008. Т. 2.
Заватски В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны. М., 1995.
Зеньковский С. Русское старообрядчество. Минск: Белорусский экзархат, 2007.
Иванов С. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994.
Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование.
М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.
История иконописи: истоки, традиции, современность. VI–XX века. М.: АРТ-БМБ, 2002.
Карев А. Голгофа. Братский вестник, №3’ 1964; №2’ 1974.
Карев А., Сомов К. История христианства. М.: ВСЕХБ, 1990.
Ключевский В. Сочинения в 9-ти тт. М.: Мысль, 1989. Т. 7.
Ковальков В., Соколов Е. И.Г. Рябошапка. Братский вестник, №6’ 1981.
Колесников Н. В помощь проповеднику. В 2-х тт. М.: Златоуст, 1995-1996.
Крючков Ю. Внутрицерковное движение ЕХБ в бывшем Советском Союзе. Сакраменто (США), 2001.
Куксенко Ю. Наши беседы. Архив Союза ЕХБ Казахстана, 2002.
Лихачев Д., Панченко А., Понырко Н. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.
Лопухин А. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста. – Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. В 12-ти тт. М.: Православная книга, 1991. Т.1. Кн. 1.
Лосский В. По образу и подобию. – Лосский В. Боговидение, М.: Издательство АСТ, 2003.
Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2006.
Монашеская жизнь (выпуск 1). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.
Небесные покровители Санкт-Петербурга. Сост. О. Надпорожская. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.
Панченко А. Русская история и культура. СПб.: Юна, 1999.
Песнь возрождения. Издание Совета Церквей ЕХБ, 1978.
Подберезский И. Протестанты и другие. СПб.: Мирт, 2000.
Подвиг веры: уникальные свидетельства о жизни христиан в СССР. Сост. К. Прохоров. Pacific Coast Slavic Baptist Association, 2009.
Подражайте вере их (40 лет пробужденному братству). М.: Издание Совета Церквей ЕХБ, 2001.
Попов В. Исихазм как чаяние духовности: опыт исторического анализа. Альманах «Богомыслие», №2’ 1991.
Поспеловский Д. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.
Православная энциклопедия. Сост. О. Мар-кичева. М.: АСТ, 2007.
Протоиерей Валентин (Свенцицкий). Диалоги. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.
Протоиерей Валентин (Свенцицкий). Монастырь в миру. М.: Лествица, 1999.
Раймер И. Миссионерская деятельность древнерусского монашества. Изд-во «Логос» (Германия), 1996.
Рак П. Приближения к Афону. СПб.: Сатисъ, 1995.
Рябинин Ю. Русское юродство. М.: РИПОЛ классик, 2007.
Савинский С. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). СПб.: Библия для всех, 1999.
Сборник духовных песен евангельских христиан-баптистов. М.: ВСЕХБ, 1968.
Св. Иоанн Лествичник. Лествица. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.
Святыни древней Москвы. М.: Никос, Контакт, 1993.
Седлецкий К.С. Воспоминания. Личный архив П.К. Седлецкого. Омск, 2007.
Татарченко И. Духовная лестница. Братский вестник, №6’ 1969.
Топоров В. Святость и святые в русской духовной культуре. В 2-х тт. М.: Языки русской культуры, 1995-1998.
Трофимов С. Чётки. М.: АСТ, 2001.
Фадюхин С. Бог всемогущий благословил меня. Братский вестник, №5’ 1982.
Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.
Храпов Н.П. (Сост.). Дом Божий и служение в нём. (СЦ ЕХБ, 1972-1974), <http:// www.blagovestnik.org/books/00280.htm>
Христианство. Энциклопедический словарь. Ред. С. Аверинцев. В 3-х тт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
Чернопятов М., Васильев А. Православная церковь. Братский вестник, №3’ 1988.
Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999.
Эриксон М. Христианское богословие, СПб.: Библия для всех, 1999.
Юрков С. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI – начало XX вв.). СПб.: Летний сад, 2003.
Bockmuehl, K., Sanctification, in: NewDictionary of Theology, ed. by S. Ferguson (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1988).
Russell, N., The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition (N.Y.: Oxford University Press, 2004).
Struve, N., Christians in Contemporary Russia (New York: Charles Scribner’s Sons, 1967).
Интервью автора:Абанкин П.М., г. Сакраменто, Калифорния, США, 2006.
Бгатов В.Я., г. Сан-Диего, Калифорния, США, 2006.
Бондаренко В.Д., г. Лос-Анджелес, Калифорния, США, 2006.
Васильев М.А. и Авдеева О.Е., г. Эверетт, Вашингтон, США, 2006.
Здоровец Б.М., г. Спокан, Вашингтон, США, 2006.
Капленков И.М. и Капленков А.М., г. Петропавловск, Казахстан, 1997.
Коваленко Л.Е., г. Сакраменто, Калифорния, США, 2006.
Кунда П.Ф., г. Сакраменто, Калифорния, США, 2006.
Литовченко В.П., г. Лос-Анджелес, Калифорния, США, 2006.
Мажная Н.Ф., г. Фресно, Калифорния, США, 2006.
Мелешкевич Я.А., г. Бишкуль, Казахстан, 2003.
Одарюк С.Г. и Одарюк Н.М., г. Эверетт, Вашингтон, США, 2006.
Хотько В.Н., г. Петропавловск, Казахстан, 2000.