Наш славянский менталитет характерен тем, что мы склонны почти всегда выбирать что-то простое, элементарное, неброское. Делаем мы это, чтобы не выглядеть в глазах окружающих людей важными персонами или гордецами. Приходя в гости, боимся чем-то выделиться, отказываемся от угощения, садимся с краю и т. д.
К сожалению, такое мышление и поведение проникает и в наши церкви. Мы выбираем служение попроще, боимся взять на себя какую-то ответственность перед Богом и рассуждаем: ну кто я такой, чтобы занять какое-то видное служение?
Наше представление о Боге и служении пред Ним сводится к минимуму. «Буду находиться где-то на задних местах в церкви, нести самое незначительное и невидное служение». Такое представление о христианстве было и у меня. Более того, скажу откровенно, читая тринадцатую главу Послания к коринфянам, я допускал мысли, что даже если я и буду что-то делать в церкви, то большой вопрос будет ли во мне присутствовать любовь. Ведь в случае ее отсутствия напрасны будут мои труды, усилия и затраты.
Я хочу говорить о человеке по имени Иона. Его именем названа одна из книг Библии, которая относится к разделу Малых пророков. Да, Иона был малым пророком и нужно сказать, что довольствовался этим.
Книга Ионы, повествующая о его жизни и служении, содержит четыре интересные главы и начинается словами: «И было слово Господне к Ионе» (Ион. 1:1).
Итак первое, что мы видим, начиная читать книгу Ионы – это то, что Сам Бог обращается к пророку. Понятие того, что «Бог говорит» очень ценное. Это видно из того, что первые три главы начинаются с этой мысли. Автор книги Ионы написал так умышленно, чтобы обратить внимание читателя на то, что Бог разговаривает и общается. Он не немой, Он не молчун, напротив, Он Тот, Который умеет доносить Свою волю всем. А теперь заметьте и поймите главную цель книги этого пророка – Иона проповедует о том, что Бог говорит.
В ветхозаветние времена Бог непосредственно разговаривал с пророками, каким образом это происходило, мы не знаем. Но мы хорошо знаем, что в новозаветнее время Бог обращался к людям через Своего Сына Иисуса Христа, а в наше время через Писание, Своих детей и различные жизненные обстоятельства.
Бог обращается к вам и ко мне. Он желает говорить с нами, Он умеет разговаривать. Более того, Бог умеет за Себя постоять, Он умеет отстоять Свою волю и доказать Свою правоту.
Пророк Исаия в 40 главе пишет: «Трава засохнет, цвет увядает, а Слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис. 40:8). Для Исаии было понятно, что все, что он видел вокруг себя, должно в свое время пройти. Также и сегодня, окружающий нас мир исчезнет, ничего не останется, все сгорит, так учит Библия. Лишь одно Слово Божье пребудет вечно, потому что оно незыблемо.
Более того, все, что мы сейчас видим, произошло от того, что Бог сказал этому быть. Бог это не изготовлял, Он просто сказал слово – и свет появился. Не знаю как вы, но когда я смотрю на звезды – у меня голова кружится от осознания того, как великолепно создана Вселенная Божьим Словом. Представляете, каждая звезда имеет имя, и Бог знает имена всех звезд. Он разговаривает с ними. А из книги пророка Ионы мы узнаем, что Бог разговаривает с теми, с кем люди не разговаривают.
Во второй главе мы читаем, что Бог говорил с китом. В третьей главе мы находим, что Бог разговаривал с червем. Он повелел ему съесть корень растения, в тени которого укрывался Иона. А теперь вы представьте всемогущество Бога?! Он настолько велик, что разговаривает с звездами и знает, сколько волос у каждого из нас на голове. Бог знает обо мне все, Он знает кто я, о чем думаю и какое мое состояние в настоящее время.
Книга пророка Ионы учит нас тому, что Бог разговаривает с людьми и различными тварями. Даже с цветами и растениями! Он был вчера, сегодня и будет завтра. То есть с Него все началось и Им все закончится. Бог говорит, что Он является первым и последним, причиной и следствием. Все в этом мире происходит по Его воле, и мы с вами избранны по Его воле.
Богу есть до меня дело. Богу не безразлично все, что связано со мной, и Он желает со мной разговаривать и общаться. И если вы спросите меня, как Бог сегодня общается с людьми, то позвольте задать вам несколько встречных вопросов: «Сколько времени Вы уделяете на общение с Ним? Интересно ли Ему то, что вы Ему говорите?»
Когда-то Бог говорил Ионе, сегодня Он говорит каждому из нас.
Иона... Каким он был? Библия говорит, что он жил во времена Иеровоама II, во времена застоя. Четвертая книга Царств повествует о политической ситуации, в которой находился Израиль в то время.
«В пятнадцатый год Амасии, сына Иоасова, царя Иудейского, воцарился Иеровоам, сын Иоасов, царь Израильский, в Самарии, и [царствовал] сорок один год, и делал он неугодное в очах Господних: не отступал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех. Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера» (4 Цар. 14:23).
Иеровоама II был неугоден Богу и продолжал грешить, как и его отец. Но именно по слову пророка Ионы этот нечестивый царь восстановил бывшие приделы Израильского царства. В то время Израильское царство экономически процветало – войн не было, и народ благоденствовал.
Заметьте, что именно по слову пророка Ионы царь Иеровоам захватил новые провинции для Израиля. А теперь представьте, какое уважение в обществе имел пророк Иона?! По его слову Иеровоам одержал победу и захватил новые области! Мнение Ионы о себе было на самом высоком уровне – ведь он был пророк, который говорил хорошие новости, проповедовал о приятном, и людям нравилось его слушать! Иона был известен и уважаем в народе. Я также готов предположить, что у него была хорошая семья, и возможно, как принято у евреев, был хороший, прибыльный бизнес.
К такому известному и авторитетному человеку обратился Господь со словами: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (Ион. 3:2). Жители Ниневия были врагами Израиля, они хотели стереть с лица земли Божий народ. Археологи и историки свидетельствуют, что они не понимали, что такое гуманность и обычные нормальные правила поведения. Чтобы ниневитянскому мальчику стать полноценным воином, ему надо было пройти определенный тест. Извините за откровенность, но ему нужно было одним ударом меча рассечь пополам беременную женщину. Зачастую этими беременными женщинами были израильтянки. Неневитяне являлись варварами и дикарями, по их жуткому обычаю они складывали пирамиды из человеческих черепов. Их жестокость и разврат были настолько велики, что дошли до Бога. И вот к этим дикарям Бог повелел идти проповедовать пророку Ионе.
По большому счету Божье повеление было очень простым: «Встать и иди». Бог не требовал от Ионы, чтобы он горы сдвигал или огонь с неба сводил. Бог сказал ему всего два глагола – встань и иди.
Первое слово-глагол – это встань. В данном случае это слово я воспринимаю в значении слова «оставь». Оставь все, к чему ты здесь привязан, к чему ты привык. Оставь то, что близко твоему сердцу, оставь окружение, в котором ты стал популярным, где тебя уважают и любят. Оставь все это и иди.
Зададим себе вопрос, а если бы сегодня Бог обратился с таким словом лично ко мне? Смог бы я оставить свою квартиру, машину, работу, карьеру, бизнес, популярность, авторитет?
Невозможно следовать за Иисусом Христом и сберегать в своем сердце что-то для себя. Невозможно расти в познании Бога, не отвергнув все притязания нашей плоти. Библия учит, что мы должны снять с себя ветхие одежды и одеть новые. И если мы начисто вымыли свой дом, но не пригласили туда Господа, не сделали Его Властелином нашей души, то тогда придет другой хозяин. И он придет не один, Библия говорит, что в такой дом приходят семь злейших духов (Матф. 12:45).
Познавши Господа, нужно духовно расти и ревновать о большем. Нужно стремиться, как говорил апостол Павел: «Стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Фил. 3:12)». Нужно бежать на ристалище так, чтобы получить награду (1 Кор. 9:24). Нельзя раздваиваться, невозможно быть половинчатым христианином.
Сегодня нужно быть христианином посвященным, который стремится к вышнему, к лучшей почести во Христе Иисусе (Фил. 3:14). Апостол Павел ради Христа оставил все. На то время у него была хорошая перспектива карьерного роста, но, не смотря на это, он говорил, что посчитал это за мусор.
Готовы ли мы сейчас ради Христа оставить все свои жизненные достижения?.. Бог сказал Ионе, чтобы он оставил все, что у него было и пошел туда, куда ему сказал Господь.
Когда я смотрю на этого пророка, для меня интересно то, что Иона на самом деле не просто пошел, он побежал и начал делать даже больше, чем его просил Бог. В нашей христианской жизни мы очень часто похожи на этого пророка. Мы слышим призыв и тут же бежим исполнить его в лучшем виде. Иона услышал повеление: «Встань…» – и он встал, он услышал слово: «Иди…» – и он побежал. Он ревностно начал трудится Богу, но… так, как ему это казалось правильным.
Самая опаснейшая ошибка христиан – служить Богу так, как этого хочу я сам, и там, где мне это удобно. Быть может, Иона рассуждал так: «Господи, идти в Ниневию?.. Боже, я лучше пойду в Фарсис. Я сам найду себе спонсора, я открою три новых синагоги здесь, в Галилеи, у меня будет сильная молитвенная помощь. Я готов все делать для того, чтобы угодить Тебе, я даже сам знаю, как это я буду делать». И на это Бог ответил бы примерно так: «Иона, не надо бежать, иди пешком, но иди в Ниневию, куда Я указал тебе».
Интересно как повествователь описывает историю Ионы. «И встал Иона… и пришел в Иоппию» (Ион. 1:3). Если с точки зрения географии посмотреть на направление пути Ионы, то видно, что он постоянно опускается вниз. Из Северного царства, которое расположено вверху он спускается в Иоппию, которая расположена на юге, внизу, чтобы там найти корабль, отправляющийся в Фарсис. Я не знаю, сколько дней он искал этот корабль. Может быть, Иона использовал свои знакомства и даже личные средства. Да, он отдал плату за провоз и как он думал, делал все так, как сказал ему Бог, он встал и пошел. Все оставил и отправился в путь. Он был послушным и примерным пророком, но только в собственных глазах. На самом деле он исполнял свою личную прихоть, не жалея даже своих личных сбережений. Более того, когда корабль настигла буря, все его вещи выбросили в море, а потом и его самого. И потом он сам о себе скажет «из чрева преисподней я возопил» (Ион. 2:3).
А знаете ли вы, сколько Иона заплатил киту, чтобы тот доставил его обратно? Правильно, нисколько – Бог позаботился об этом. Когда мы идем исполнить Божью волю в соответствии с нашим представлением, тогда мы, как Иона, – потратим все, что накопили впустую. Но когда Иона раскаялся и готов был к точному исполнению Божьего повеления, Бог с помощью Своих средств доставил его к месту проповеди. Бог сказал нам, чтобы не заботились о том, что нам есть и пить, потому Он даст все необходимое. Бог заботиться о птицах и полевых цветах, Он позаботится и о Своих посланниках.
Друзья, чью волю исполняем мы с вами? Быть может, внешне все выглядит так, что мы трудимся для Божьей славы и даже собственные средства отдаем для этого?.. Куда направлен вектор нашего служения, кому мы угождаем, что Бог думает о нашем деле? Бог не просил Иону сделать что-то невыполнимое, все, что Он просил, было по силам и возможностям этого пророка. Библия говорит, что Бог каждому дает по силам. Он открывает Свою волю о том, что нам следует делать и призывает нас, и ждет, чтобы мы не заботились о многом, но чтобы мы жили Им, на Него надеялись и от Него ждали все необходимое и потребное. Бог хочет, чтобы мы не привязывали свое сердце к этому земному, которое сгорит и останется от него только один запах. Напротив, Он призывает нас, чтобы мы собирали сокровища на небесах, где нет грабителей, ржавчины и кризиса.
Помните, когда-то Христос сказал, что к Нему придут люди, которые много
проповедовали? Они даже на углах улиц стояли и говорили о Христе. А Христос скажет им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:23).
Друзья, мы имеем спасение не по делам, и не от того, что мы сделали то или иное дело. Если бы Иона получил спасение за дела, он был бы первым праведником, потому что он усердно старался, но это было не угодно Богу. Господь ждет нашего послушания, любви и добровольного подчинения Его совершенной и благой воле.
Мне нравится история об Ионе, потому что даже ошибку этого горе-пророка Бог обернул для Своей славы. В этой истории замечательно то, что даже язычники-моряки, развратные люди, прославили Бога благодаря ошибке Ионы.
Друзья, я не знаю, но может быть, вы как Иона бежите от Бога, от Его целей и повелений, остановитесь и познайте, что даже из того места, где вы сейчас находитесь, Бог силен вывести вас обратно и даже более того, обернуть эту ситуацию для Своей славы. Единственное, что требовалось от Ионы – это его молитва раскаяния, которая записана во второй главе этой замечательной книги.
Бог любит всех людей, и даже таких варваров и разбойников какими были ниневитяне. Он позаботился о том, чтобы Его пророк пришел и рассказал им весть о спасении, о том, что Бог не желает их погибели.
Книга пророка Ионы заканчивается без логического завершения. И мне кажется, автор умышленно не закончил ее для того, чтобы каждый из нас, кто знакомится с ее содержанием, ответил для себя на вопрос: «В данный момент жизни, не являюсь ли я Ионой, и если, чем-то похож на него, то, покаялся ли я перед Богом?»
Будем молиться и преклонимся перед Богом нашим, Который говорит с нами и желает, чтобы мы исполняли Его волю в точности.
Библия учит что те, кто следует за Христом, они не только в этом мире получают воздаяние, но и в будущем получат награду от Господа.
Представьте себе олимпийских спортсменов, которые всю жизнь отдали на тренировки и пришли к финишу последними. Я не знаю, что они думают в такой скорбный для них момент, но лично я был бы крайне разочарован.
Не позволяйте в своем следовании за Христом приходить к финишу последними. Если вы христианин – достигайте максимальной награды.
Перепечатано с журнала "Мир Вам"
Вадим Яким
Выпускник ОБС
Проповедник
У Києві відбулася Пасторська конференція
"Наступне покоління в служінні"
У Києві відбулася Пасторська
конференція "5 Сола Реформації"
У Києві відбувся Другий український
місіонерський форум
В Україні відбулися Регіональні конференції
служителів "Церква, яка впливає
на суспільство"
У Києві відбулася Пасторська
конференція "Дисципліна благодаті"