Рейтинг: 4 / 5
Евгений Гончаренко
С самого начала в отечественном евангельском движении большое внимание уделялось общинно-церковному пению. А с появлением хоров и различного рода церковных оркестров, возникла потребность в квалифицированных регентах и музыкантах, которые могли бы грамотно и целенаправленно осуществлять музыкальное оформление богослужений и руководить музыкальной жизнью общины.
История евангельского христианства запечатлела имена музыкантов-энтузиастов, посвятивших себя устроению церковного музыкального служения. Одним из них был, П.П. Перк, регент немецкой и русской баптистских общин в Саратове и Самаре. Его деятельность была направлена на организацию церковных хоров и упорядочение общего пения.
В Тамбовке Омской губернии, где была многочисленная баптистская община, регент Иван Чешев организовал хор. Во время богослужебных собраний помимо управления хором он увлеченно играл на скрипке гимны и духовные песни. А в Тифлисе хором управлял П.В.Павлов.
В Латвии в 1890-х гг. проводились семинары и курсы для регентов баптистских церквей.
Новые возможности в организации новых церквей и созидания музыкально-певческого служения открылись после появления Указа о началах веротерпимости (17 апреля) и Манифеста о Свободе совести (17 октября) 1905г.
Первая программа и систематический курс музыкально-певческого обучения в евангельско-баптистских церквах был разработан К.Г.Инкисом. Этот курс предназначался для первой протестантской богословской школы в России, которая открылась в С.-Петербурге 1913г.
Инициатором этого начинания и руководителем школы был председатель Союза евангельских христиан Иван Степанович Проханов (1960-1935). В последствии Проханов писал: «После долгих усилий я получил все, о чем просил, и едва ли кто может описать и понять мою радость и благодарность Господу, < > Надо помнить, что до этого в России не было ни одной русской протестантской богословской школы»[i].
В школу были приняты 19 студентов, среди которых были не только русские, но и представители других национальностей – литовцы, немцы, грузины, осетины. В студенческом коллективе были представлены, по выражению Проханова, «все евангельские движения, которые в то время были распространены в стране»[ii].
Вместе с Прохановым и менонитском проповедником Реймером, преподававшими богословские предметы, курс церковной музыки вел К.Г.Инкис.
Каролис Инкис (1873-1918) – профессиональный баптистский музыкант и композитор из Латвии, к этому времени был уже сложившимся музыкантом с консерваторским образованием (С.-Петербургская консерватория) и большим опытом церковной работы. Он великолепно разбирался во всех нюансах церковного музыкального служения евангельских христиан-баптистов, имел преподавательский опыт работы в латышских церковных школах, включая регентские курсы. Как личность творческая, Инкис и в этом случае проявляет творческий подход и создает не только программу обучения, но и учебник «Руководство к изучению музыки и пения по нотам».
Учебник выпущен Издательским товариществом «Радуга» в Санкт-Петербурге в 1912 г., состоит из двух частей и приложения. Первая часть – «Элементарная теория музыки» (58стр.). Последняя 12-я глава это части – «Объем разных голосов и постановка хоров» содержит некоторые сведения из курса хороведение. Во второй части учебника изложена «Элементарная теория пения и постановки голоса» (26стр.), где в заключительном разделе «Общие советы» содержатся практические замечания опытного регента, знающего проблематику хорового пения. И, третья часть или Приложение (32стр.) – это учебник по сольфеджио, в который включены упражнения для чтения нот.
Отдельным учебником было выпущено также подготовленное Инкисом «Краткое руководство к изучению пения по цифровой системе».
К сожалению, школа просуществовала всего лишь один год. В августе 1914г. началась Первая мировая война и школа, как и все другие учреждения евангельско-баптистского движения, была закрыта. И лишь в 1925 г., уже при Советской власти, в Союзе евангельских христиан были возобновлены Библейские курсы, где предмет Музыка и пение преподавал Н.А.Казаков (1899-1972).
Весьма актуальным было появление в журналах «Христианин» за 1926 год ряд очерков А.И.Кеше (1889-1962) под общим названием «Евангельское пение» с пометкой – «Из практики для практики». Под публикациями значится псевдоним – Альбиев. В этих очерках, впервые, в Российском евангельским движении означены основополагающие принципы богословия и этики музыкального служения. А также, обстоятельно рассмотрены методические вопросы регенстко-хорового дела в контексте практической репетиционной работы на спевках и исполнения духовных гимнов на богослужениях.
Параллельно, в Союзе баптистов также набирала обороты целенаправленная работа, направленная на улучшение и развитие музыкально-хорового служения.
В 1923 г. в Москве выходит «Учебник элементарной теории музыки приспособленный к самообучению на регента». Его автор – регент, составитель и издатель нотных сборников Герман Иванович Адам (1889-1946), родился в Латвии. Там же началась его церковная музыкальная деятельность. Как и Инкис, Адам многие годы жил в России. Он был в числе тех, о которых епископ Янис Тервитс писал: «Различные обстоятельства, в том числе потоки беженцев, привели многих латышских баптистов в тесное сотрудничество с баптистскими церквами России»[iii]. В разные годы он жил в С.-Петербурге, Нахичевани, Москве, Риге.
В предисловии к учебнику Адам пишет: «Цель настоящего учебника – дать моим дорогим братьям и сёстрам, сотрудникам в деле пения самые необходимые сведения по теории музыки, в которых мы так нуждаемся. Деятельность наша преследует святые цели, а мы находимся в деле музыки и пения в очень отсталом положении. Это сознание мучит не только меня, но и многих сознательных певчих и регентов, которые желали бы сами учиться и других поучить. Чтобы заполнить этот пробел, прилагаю свой труд – выпускаю в свет настоящий учебник, и надеюсь найти удовлетворение в том, что он учащемуся по нему принесёт пользу; с моей стороны всем советую браться за дело серьёзно, чтобы достигнуть положительного результата». Адам отмечает, что «настоящий учебник предназначен для преподавания и для самообучения» и выражает надежду, «что он будет вполне соответствовать своему назначению, и поднимет выше уровень наших музыкальных знаний»[iv]. В конце предисловия автор учебника ставит пометку: «г. Нахичевань, Июль 1920 год». По всей вероятности, учебник был написан во время регентского служения Адама в русской баптистской церкви в Нахичевани в 1918-1920 гг.
Учебник Адама представляет собой небольшое учебное пособие по основам элементарной теории музыки. Учебный материал излагается в форме урока. Всего в учебнике – 12 уроков. В конце каждого урока имеются вопросы для повторения пройденного материала. Иногда, в контексте изложения теории даются практические советы. Например: «Как отыскать основной тон трезвучия при настройке хора с голоса»[v].
Любопытна вводная статья автора о цифровой системе, используемой в те годы многими хорами. Г. Адам разъясняет преимущества общепринятой итальянской нотной системы и советует всем регентам и хористам «оставить цифровую систему и потрудиться выучить ноты»[vi]. Он напоминает, что на Первом съезде регентов в Киеве в 1918 г. было принято решение издавать нотные сборники без цифровой системы. В 12 уроке учебника изложены правила переложения песни с цифровой системы на ноты. Адам советует регентам «постепенно перейти на пение по нотам, приучая своих певчих к нотам и переписывая циферные песни на ноты»[vii].
На самом деле, к середине XIX века пение по цифрам было достаточно распространенным явлением в России. Первоначально эта система нашла свое применение во Франции и связана с именем французского учителя музыки, врача и математика Эмиля Шеве (1804-1864). Шеве более 20 лет руководил бесплатными кружками хорового пения, содействовал созданию музыкальных школ. В своей педагогической практике Шеве развил цифровой метод обучения, созданный П.Галеном. Метод Галена-Шеве был официально рекомендован для обучения пению в начальных школах Франции в 1883 г. и получил известность в других странах.
В России распространению цифровой системе содействовали известные музыкальные деятели В.А Соллогуб, В.Ф.Одоевский, Г.А.Ларош, Г.Я.Ломакин. К.К.Альбрех (1836-1893) – музыкальный деятель из известной семьи немцев–музыкантов, долгие годы работавших в России, выпустил учебник «Руководство по хоровой методе Шеве». Пение по цифрам практиковалось в Бесплатной музыкальной школе в Петербурге, в Хоровом обществе, хоровых кружках[viii].
Цифровая система получила широкое распространение в немецких и русских евангельско-баптистских и менонитских церквах, поэтому публикация нотных гимнов в журнале «Христианин» и первых прохановских сборниках осуществлялось в цифровой и нотной (итальянской) системах.
Большой интерес представляет рецензия на учебник Адама известного музыковеда и теоретика А. С. Оголевеца, в то время преподававшего специальный курс теории музыки в Школе оперы, драмы и хореографии А.Г. Шора в Москве. Рецензия интересна тем, что в ней высказано мнение профессионального музыканта и педагога: «Отзыв сей дан Герману Ивановичу Адаму в том, что им был представлен для корректуры учебник хорового пения и элементарной теории для регентов-баптистов, причём этот учебник найден вполне отвечающим своей цели по систематичности изложения и правильному и умелому плану сообщаемых сведений, что обеспечивает легкое их усвоение, и, как предназначенный для просвещения широкой малоподготовленной массы, этот учебник является, несомненно, ценным вкладом в область элементарного музыкального просвещения»[ix].
В своем отзыве А.С. Оголевец дает характеристику и автору. Он пишет: «Во всем труде Г.И. Адама видна серьезная старательная работа, вдумчивость и кропотливый, добросовестный труд, который всегда обеспечивает успех подобных высококультурных начинаний»[x].
Издание учебника было весьма своевременным. В эти годы музыкальный отдел Союза баптистов организовывает и проводит музыкальные курсы для регентов, и учебник Адама становится необходимым пособием для студентов и руководителей музыкального служения в церквах.
Руководителем отдела в 20-е годы был одаренный музыкант, автор хоровых и общецерковных гимнов Яков Иванович Вязовский (1898-1940). Будучи регентом Второй Московский церкви, Вязовский на практике знал специфику регентского служения.
Выступая с докладом о работе музыкально-хорового отдела на пленуме Союза баптистов СССР в декабре 1925 г. Вязовский подводит итоги и очерчивает круг задач, стоящих перед отделом. Этот уникальный документ, свидетельствует о масштабах и направлениях музыкальной работы в церквах братства.
В докладе говорится, что «Перед музыкальным отделом лежат следующие задачи:
Музыкальный отдел под руководством Я.И.Вязовского организовывает месячные музыкальные курсы в Москве, Омске, Минусинске, Нахичевани и других местах. Информация о курсах и музыкально-хоровом служении регулярно помещалась на страницах журнала Союза баптистов. Так, например, в журнале «Баптист» №№ 5-6 за 1926 год опубликовано сообщение о регентских курсах в Нахичевани Юго-восточного округа, где, в частности, сообщалось: «Курсы состоялись с 23 января 1926 года, на которые прибыло 25 курсантов; преподавателем на курсы был командирован от Союза Баптистов СССР брат Я.И.Вязовский. Занятия происходили ежедневно утром с 11 часов до 13 часов и после обеда – с 5-10 человеками вечером. Предметы преподавались следующие: 1) Теория музыки, 2) Сольфеджио, 3) Музыкальная диктовка, 4) Ритмика, 5) Постановка голоса и дикция, 6) Дирижировка, 7) Игра на инструментах, 8) Хоровая методика. Кроме того, все курсанты участвовали в объединенных спевках Нахичеванского и Ростовского хоров, на которых преподавателем велась показательная методика. Все курсанты относились к занятиям с искренней любовью и серьезным прилежанием. Метод преподавания был интересен и практичен; разнообразие предметов вносило оживление, давало разносторонние познания в музыке, развивая мысль и способности, причем это разнообразие не мешало ясности в усваивании и не наносило ущерба одного другому. На курсах был образован ученический комитет, который регулировал вопросы внутреннего распорядка»[xii].
В статье сообщается и о заключительном этапе работы курсов – экзаменах. «По окончании курсов 6-7 марта были устроены два экзамена: теоретический, на котором присутствовала комиссия из представителей района и общин, и практический в управлении хором в собрании, где присутствовали все желающие. Экзамены дали хорошие результаты. По окончании занятий были выданы соответствующие удостоверения и по одному экземпляру учебника теории музыки»[xiii].
Читая эту статью, невольно напрашивается вывод – регентские курсы, проводимые музыкальным отделом Союза баптистов были хорошо организованной регентской школой. И месячный интенсив преподаваемых предметов в сочетании с правильно организованным учебным процессом, давали соответствующие результаты.
В ряде номеров журнала «Баптист» Вязовский публикует несколько методических статей: «Пение и какое к нему должно быть отношение» («Баптист» №3, 1925), и два очерка под общим названием «Методика хорового пения»: «Разновидности хора и техническая постановка» («Баптист» №№ 4-5, 1925) и «О дирижировке» («Баптист» №№ 6-7, 1925) - и другие.
История отметила имена и других тружеников, которые внесли достойную лепту в развитие музыкального служения в церквах российских баптистов.
В числе образованных регентов тех лет был И.С.Захарчук. В нескольких номерах журналов «Баптист» и «Баптист Украины» были опубликованы его хоровые песни и методические заметки по хоровому пению.
В статье «Советы по хоровому пению» он высказывает ряд замечаний, адресованных регентам и церковным хорам: «В свое время мы переживали тяжелые минуты волнений, и даже скорби. Вопрос искусства музыки в нашем баптистском братстве нуждался в направлении его по руслу точной и правильной теории, а также по руслу художественного образного пения. В данное время я рад и счастлив, что заветные мечты наши осуществляются, и на горизонте баптизма СССР мы имеем опытных братьев регентов и преподавателей музыки и пения»[xiv].
В пятнадцати пунктах статьи изложены советы опытного регента. В конце статьи автор высказывает пожелание руководителям хоров «тщательно изучать предметы преподавания, чтобы владеть ими»[xv].
Большим уважением в регентской среде пользовался руководитель немецких и русских хоров Иван Павлович Церман. Преподавая на регентско-музыкальных курсах, он «всегда стремился видеть результат подобных курсов не в теории, а на деле».
Из сообщений, публиковавшихся в журналах Союза баптистов и Евангельских христиан, можно сделать вывод о том, что между русскими и немецкими баптистскими и менонитскими церквами в те годы (как, впрочем, и всегда) существовали очень теплые братские отношения и сотрудничество. В статье о регентско-музыкальных курсах в Омске сообщается: «Утром 3-го января большой зал молитвенного дома был переполнен. Поет немецкий хор из поселка Чугаевка-Орловка. Торжественная тишина… На глазах слезы…»[xvi].
Иван Дмитриевич Тихонов, многолетний регент Второй Алма-Атинской церкви ЕХБ делился с автором этих строк своими воспоминаниями о преподавании Цермана на курсах, слушателем которых он был в годы своей юности. И.Д.Тихонов рассказывал, что И.П.Церман пользовался авторитетом требовательного и знающего свои предметы педагога. При объяснении задач, поставленных перед учащимися, он нередко прибегал к образным сравнениям, разговаривая с ними на простом понятном для них языке.
История музыкального образования в церквах евангельских христиан-баптистов первых десятилетий XX столетия отражает динамику развития музыкально-хорового искусства и богослужебной музыкальной практики. Стремительное расширение Евангельской вести и образование новых церквей выдвинуло на повестку дня вопрос о востребованности духовно и музыкально подготовленных руководителях музыкального служения.
Создание методических программ и учебников, организация музыкальных курсов и библейских школ стали ответом на вызов времени. И в совокупности с нотными изданиями и новыми песнопениями, обогатившими духовную жизнь евангельского христианства, музыкальное образование сыграло важную роль в становлении музыкального служения, содействуя формированию идентичности евангельско-баптистских церквей, в контексте Библейских писаний и российской духовной музыкальной культуры.
[i] Проханов И.С. В котле России. Chicago, Illinois USA. 1992, c.165
[ii] Проханов И.С. В котле России. Chicago, Illinois USA. 1992, c.165
[iii] J.Tervits Latvijas Baptistu Vēsture Riga 1999, 40.6, c.219
[iv] Адам Г.И. Учебник элементарной теории музыки. Предисловие. М.1923, с.3
[v] Адам Г.И. Учебник элементарной теории музыки. Предисловие. М.1923, с.49
[vi] Адам Г.И. Учебник элементарной теории музыки. Предисловие. М.1923, с.6
[vii] Там же, с.52
[viii] Музыкальная энциклопедия Т.6, с.314 и Т.1, с.122, М., 1973
[ix] Адам Г.И. Учебник элементарной теории музыки. Предисловие. М.1923, с.4
[x] Там же, с.4
[xi] Вязовский Я.И. Доклад зав.музыкально-хоровым отделом. Записи заседаний пленума Совета Союза Баптистов СССР. М., 1926, с.42
[xii] Регентские курсы в Нахичевани. Баптист 1926, № 5-6, М., с.28
[xiii] Там же, с.28
[xiv] Захарчук И.С. Советы по хоровому пению. Баптист 1926, №1-2
[xv] Там же, с.28
[xvi] Регентские курсы в Омске. Баптист 1926, №5-6, с.29
В Киеве состоялась Пасторская конференция
"Следующее поколение в слулжении"
В Киеве состоялась Пасторская
конференция "5 Сола Реформации"
В Киеве состоялся Второй украинский
миссионерский форум
В Украине состоялись Региональные
конференции служителей "Церква,
яка впливає на суспільство"
В Киеве состоялась Пасторская
конференция "Дисциплина благодати"