Рейтинг: 5 / 5
СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ В ЦЕРКВИ
Глава из "Настольной книги пресвитера" (2 выпуск). Издание ВСЕХБ. М., 1987
Одним из важных видов служения в церкви является служение словом, или проповедь. Учение о проповеди называется гомилетикой, от греческого слова - гомилия, которое вначале означало беседу с одним человеком или собранием лиц, а впоследствии получило значение проповеди - Лк. 24:14, Деян. 20:21, 24:26.
Гомилетика тесно связана со всеми богословскими дисциплинами и особенно с практическим богословием, догматикой и экзегетикой. Гомилетика знакомит с искусством проповеди, с основными правилами риторики (правильное чтение, ясность речи, умеренная жестикуляция), с составлением конспекта и т.п. Цель гомилетики - научить лучше проповедовать Христа распятого и Его учение.
Еще в первые века христианства стали сознавать необходимость внимательного отношения к проповеди и совершенствования этого вида служения в церкви. Для сего являлось желание сохранять лучшее образцы проповедей. Поэтому первыми книгами по гомилетике были сборники лучших проповедей. Первый такой сборник был составлен Оригеном в III веке. Затем особенно полный сборник проповедей был составлен по повелению Карла Великого в 782 году.
Но мысль шла дальше; она требовала более или менее систематического изложения знаний об условиях, необходимых для правильной проповеди.
Первая книга, которая более или менее отвечала этой потребности, была "Доктрина христианства" Августина. Затем следовали сочинение Эразма Роттердамского "Проповедник"; "Застольные речи" Лютера, которые дают очень много полезного материала для проповедников; сочинение Меланхтона "Сборник текстов", в котором он дает указания текстов для проповедей.
В сущности же, первым, кто написал сочинение, достойное названия гомилетика, был Андрей Гипериус из Марбурга (1564 г.) Его сочинение дает указания к выбору текстов, построению проповеди и т.п.
Но несмотря на такую долгую историю развития учения о проповеди, некоторые ревнители евангельской простоты еще продолжают утверждать, будто гомилетика сковывает творческий дух проповедника и вообще препятствует действию Святого Духа. Проповедник, имеющий помазание свыше, не имеет-де нужды в изучении гомилетики. Однако такие рассуждения противоречат здравому учению Слова Божия и поэтому лишены всякого основания.
Как в деле спасения, так и в служении Господу сливаются воедино два начала - благодать Божия и благая воля верующего человека - Флп. 2:12-13. Эти два начала - божественное и человеческое - взаимообусловлены и связаны. Само собой разумеется, что никакие правила гомилетики не помогут тому, кто совершенно лишен дарования и не имеет внутреннего призвания к служению словом. Но, с другой стороны, при искреннем желании служить Господу недостаток природного дарования во многом восполняется самоотверженным трудом, образованием, постоянным чтением и исследованием Слова Божия. И нужно сказать, что не только молодые, но и опытные проповедники нуждаются в постоянном критическом анализе своих проповедей и способов их приготовления.
Исследуя Священное Писание, мы все больше убеждаемся в том, что все совершаемое при содействии Святого Духа несет на себе печать разумности, последовательности, любви и чуткого отношения к человеческим нуждам. Поистине таким во всем было и служение нашего Господа. А Он является нашим первым и наилучшим учителем гомилетики. Отличаясь удивительной простотой изложения, проповеди и беседы Иисуса Христа насыщены божественной мудростью и великой любовью к людям. Яркое свидетельство тому - притча о блудном сыне, одна из драгоценнейших жемчужин Евангелия. Великий пример Христа как пастыря и проповедника живого Слова Истины является краеугольным камнем гомилетики. И в наше время основное достоинство проповеди заключается в ее глубогом содержании и живой, доступной форме изложения. Другими словами, действие Святого Духа должно в полной мере проявится как в содержании, так и во внешней форме проповеди.
Проповедник в своем служении ни в коем случае не должен умалять значение проповеди.
Но что такое проповедь? в высшем значении слова проповедь есть Слово Божие, передаваемое устами человека.
В ближайшем значении слова проповедь есть законченная речь, произносимая в религиозном собрании и имеющая своей целью: призыв грешников к вере и покаянию; назидание или утверждение верующих в вере и добродетели и разъяснение учения Христа.
Соответственно Священное Писание дает нам образцы призывных проповедей - Мф. 3:2-3, 7:12; Деян. 2:14-39, 22:3-21; назидательных - Ин. 14,15 и 16 главы; и поучительных - Мф. 5,6 и 7 главы.
Главное достоинство проповеди заключается в том действии, которое она производит на слушателей.
Сила проповеди и ее успех зависят прежде всего от того, насколько она является выражением воли Божией и насколько Господь благословляет ее, ибо "насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий" - 1Кор. 3:7.
Для успеха проповеди имеют большое значение:
- личность проповедника и его отношение к служению;
- содержание проповеди;
- внешние свойства проповеди - форма и способы выражения мысли.
Проповедник не должен обольщаться похвалой или добиваться славы от людей. Высшая слава - быть угодным Богу. Дарование не может служить оправданием лености, но, должно побуждать к еще более прилежной подготовке к проповеди.
Великая ответственность, связанная с званием проповедника, в настоящее время требует величайшего напряжения всех его духовных сил. Отдать этому делу лишь половину своего сердца - значит глумиться над Богом и людьми.
Идеальная проповедь - это проповедь Иисуса Христа.
Спаситель говорил так сильно, так могущественно, что слушавшие Его умилялись сердцем и говорили: "Никогда человек не говорил так, как Этот" - Ин. 7:46.
Укажем на особенности проповеди Христа.
Проповедь нашего Господа была проста, так что всякий мог понимать Его.
Что может быть проще таких слов, как: "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?" - Мф. 6:26.
Он говорил сжато и кратко, но ясно. В Его речи не было лишних слов. Вместе с тем Его проповедь была неизмеримо глубока, так что величайшие умы не могут исчерпать ее смысла.
"Блаженные нищие духом" - Мф. 5:3.
"Не заботьтесь о завтрашнем дне" - Мф. 6:34.
"Не противься злому" - Мф. 5:39.
"Любите врагов ваших" - Мф. 5:44.
Никто никогда не говорил таких истин.
В проповедях Христа можно заметить большое разнообразие методов изложения. Иногда Он говорил проповеди в виде рассуждений, но чаще всего Он говорил притчами и премерами из жизни - Мф. 13 глава, Лк. 15 глава и другие.
Но всегда Он развивал одну и ту же великую истину о любви Божией к людям и о Царстве Божием.
В Его проповеди дивным образом сочетались глубокое смирение и великая властность.
Когда Он говорил: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" - Мф. 11:29, - в Его словах чувствовались кротость и смирение и в то же время ощущалась сила имеющего власть.
Как кротость, так и властность в проповеди Христа производили неотразимое впечатление.
В проповеди Христа проявлялось удивительное знание сердец человеческих, к которым Он говорил - Ин. 4:16-18; Ин. 8:7.
Главная цель всех проповедей Иисуса Христа заключалась в том, чтобы взыскать и спасти погибшее" - Мф. 18:11-14 и другие.
Наша проповедь должна быть подражанием проповеди Христа. Но в каком смысле возможно подражание Ему?
Дело в том, что проповедь Христа была творческой проповедью. Христос не разъяснял чужие истины, а излагал Свои первичные основные истины богопознания.
После Него, как бы проповедники ни были велики, они не могут делать ничего другого, как только разъяснять, истолковывать высказанные Им истины.
Правда, апостолы, проповедуя, вносили личный элемент в свои проповеди. Они говорили: "чему все мы свидетели" - Деян. 2:23; и рассказывали о своем обращении - Деян. 22:1-21. И это личное свидетельство искупленного от греха усиливало действие проповедей до такой степени, что люди умилялись и обращались ко Христу.
Отсюда проповедь прежде всего и должна быть свидетельствованием - 1Ин. 4:14; 5:10-11, то есть не просто теоретическим изложением учения Христа, но должна заключать в себе элемент личного опыта проповедника, опыта обращения и духовного возрождения. Отсутствие личного элемента в проповеди превращает ее в сухую лекцию.
Евангельская проповедь должна иметь главной целью спасение душ человеческих.
Главным предметом евангельской проповеди должна быть любовь Божия, явленная людям в Его Сыне.
В сущности говоря, основной мотив всякой евангельской проповеди выражен Самим Господом Иисусом Христом в Евангелии Ин. 3:16:"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Этот стих, в сущности, есть Евангелие в миниатюре.
Любовь Бога к людям, воплощение Сына Божия, отдача Его в жертву за грех мира - все это необъятные, животрепещущие важности темы для проповедей.
Апостол Павел более кратко выражал смысл и содержание проповедей. Он решил "не знать ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" - 1Кор.2:2 - и от лица всех последователей Евангелия он говорил: "Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" - 1Кор. 1:22-23.
Все послания и проповеди апостолов наполнены именем Христа.
Между тем в наше время можно встретить проповедников, которые произносят длинные проповеди, в которых или совершенно не упоминается Христос, или упоминается вскользь.
Есть и такие проповедники, которые проповедуют больше себя, чем Христа.
Евангельская проповедь не должна заполняться рассуждениями об обрядах. Ни одна проповедь Христа или апостолов не касалась обрядов. Если они упоминали о них, то делали это в конце проповеди после того, как любовь Христа и путь спасения были уже разъяснены. А почему? Потому что душам нужна здоровая духовная пища, рассуждение же об обрядах не может доставлять духовного питания.
Есть проповедники, которые своим проповедям придают характер философских трактатов. В их проповедях вы можете встретить почти все существующие "измы".
Правда, апостол Павел тоже в одной проповеди коснулся философии - Деян. 17:27-28, - но нужно иметь в виду, что его слушателями были исключительно философы (стоические и эпикурейские), он упомянул философию вскользь для освещения одной мысли, причем тут же засвидетельствовал о Христе.
Использование достижений философии или науки в проповеди в качестве вспомогательного средства для доказательства главной мысли о Христе полезно, но недопустимо затмевание философией великой евангельской истины. От этого апостол Павел предупреждает очень энергично, говоря: "смотрите (братья), чтобы кто не увлек вас философиею... по стихиям мира, а не по Христу" - Кол. 2:8.
Рассказывают о средневековом проповеднике Бернарде следующее. Однажды он произнес ученую схоластическую проповедь. Несколько ученых, бывших в собрании, благодарили его, а остальные молчали. На следующий раз он проповедовал просто, и ученые, удивлялись, скучали. Но по окончании проповеди народ окружил его с благодарными словами.
Бернарда спросили: "Почему так растроган народ?" - "О, - ответил он, - в прошлый раз я проповедовал Бернарда, а сегодня - Христа!"
Есть проповедники, которые темой для своих проповедей выбирают недостатки, ошибки других религиозных течений. Большей частью эти проповедники говорят не о Христе, а против какого-либо религиозного течения, словом, вдаются в полемику.
Полемика в проповедях разжигает страсти в народе, сеет вражду между религиозными течениями и не дает никакой пищи слушателям.
Но, что хуже всего, полемика между проповедниками различных христианских вероисповеданий подрывает авторитет самого христианского учения в глазах неверующих людей.
Евангельская проповедь может разъяснить заблуждения в вере, но при этом она должна иметь дело не с личностями или обществами, а с принципами. Причем, разъясняя неправильные взгляды, проповедник никогда не должен сходить с почвы христианской любви к людям.
Все сознание проповедника должно быть наполнено Христом, и в проповеди его не должно быть места никому и ничему другому.
Одни испанский художник нарисовал картину "Вечеря Господня", но у него вышли особенно хорошо чаши на столе. Все проходящие удивлялись именно этим чашам, а о Христе ничего не говорили. Тогда художник сказал: "Я сделал ошибку: чаши отвлекают внимание публики от Христа, а именно на Него я хотел обратить наибольшее внимание всех". И он затенил эти чашу.
Евангельская проповедь чужда духа ветхозаветного закона.
Есть проповедники, которые, поставив своей целью нравственное назидание своих слушателей, говорят об их обязанностях: "ты должен делать то и другое" и "не должен делать того и другого". Такие проповедники не замечают, что в их проповедях, в сущности, нет Евангелия, что все это тот же Ветхий Завет с его законом, благословениями и проклятиями.
Евангельская проповедь исходит из другого принципа: она показывает слушателям Бога любви, Который говорит: ты был должен, но не смог уплатить долг, а поэтому за тебя это сделал Другой (Сын Божий), и тебе нужно только поверить и принять Его любовь.
Словом, евангельская проповедь проповедует не закон, а благодать, не рабство, а свободу, не страх, а любовь, и последнее служит главным мотивом всех нравственных поступков христианина.
Есть проповедники, которые смотрят на свои проповеди как на сочинения ораторского характера. Между тем проповедник, верный Евангелию, не может смотреть на себя иначе, как на орудие Божие. Он говорит не от себя, но от Бога. Такое сознание придает евангельской проповеди особую силу и даже власть над сердцами.
Нужно помнить, что в евангельской проповеди дух - главное, форма - второстепенное. Есть проповеди, составленные по всем правилам ораторского искусства, но совершенно лишенные силы. Такие проповеди чужды Евангелию.
Евангельская проповедь дает первое место духовному, внутреннему содержанию, хотя бы при этом и страдала внешняя форма изложения.
Евангельской проповеди свойствен самый простой и понятый язык.
Все проповеди Христа и апостолов произносились на народном языке того времени. Цель этого была та, чтобы как можно больше людей могли понимать их проповеди и усвоить учение Христа.
В Киеве состоялась Пасторская конференция
"Следующее поколение в слулжении"
В Киеве состоялась Пасторская
конференция "5 Сола Реформации"
В Киеве состоялся Второй украинский
миссионерский форум
В Украине состоялись Региональные
конференции служителей "Церква,
яка впливає на суспільство"
В Киеве состоялась Пасторская
конференция "Дисциплина благодати"