Прошлый раз, когда вы были в гостях у кого-то, думали ли вы таким образом, "кем бы другие люди посчитали меня, если бы они узнали, с кем я сейчас общаюсь?" Полагаю, что нет. И даже если вы, на самом деле, так думали раньше, вы, наверное, не боялись, что ваш статус или ваше общественное положение полностью изменилось бы, если бы вы общались с кем-то, кого общество считает изгоем. Современное общество, на самом деле, более-менее открыто, и мы считаем друг друга равноценными.
Но ситуация не была такой в первом веке, особенно в Израиле. Люди серьёзно обращали своё внимание на общественный статус другого и жили в соответствии с общепринятыми нормами и стандартами относительно этого человека. Если бы вы были богатым человеком, вы только пригласили бы богатых или важных, влиятельных людей в гости. Если бы вы были инвалидом или имели хроническую болезнь, вы никогда не имели бы контакт с нормальными, здоровыми людьми. Каждый человек жил по таким правилам, сохраняя эту социальную иерархию.
В связи с этой иерархией, люди 1-го века, и израильтяне и язычники, очень внимательно следовали этим правилам в отношении трапез. В том обществе вы показывали людям свой статус тем, с какими богатыми и важными людьми вы трапезничали. С другой стороны, вы могли оценивать самого себя по тому, кто пригласил вас трапезничать. Трапеза являлась одним из самых главных событий, чтобы определить общественное положение людей в то время.
Когда мы читаем Новый Завет, мы должны иметь в виду эти культурные нюансы. И особенно, когда мы читаем Евангелия, наблюдая за разными встречами Иисуса с разными людьми, эти культурные факты помогут нам глубже понять, почему Иисус сказал, что Он сказал и почему люди так реагировали.
Всё это влияет на понимание притчи, которую мы будем рассматривать сегодня. И конечно, как обычно, мы должны обращать внимание на контекст притчи, чтобы знать, при каких обстоятельствах Иисус находился, когда проповедовал эту притчу. Поэтому, до того как мы прочитаем стихи 15-24, 4-ой главы, я в кратце объясню, что произошло до этого, с 1-го по 14-ий стих этой главы.
Мы знаем, что в Евангелии от Луки 9:51-53, Иисус отправился в Иерусалим, и Он не пришёл туда до 19-ой главы, 28-го стиха. Всё, что написанно между этими местами в Евангелии, происходило во время путешествия. Это значит, что Иисусу и ученикам нужно было останавливаться и переночевать с разными людьми. Конечно, Иисус проповедовал, куда бы Он ни пошёл. И часто Фарисеи присутствовали во время Его проповеди.
В начале 14-ой главы, где находится наш отрывок, мы читаем, что Иисуса пригласил один Фарисей трапезничать с ним. Там был больше чем один Фарисей, и они обращали своё внимание на то, как наш Господь вёл Себя. Он исцелил больного человека и, из-за того, что эта была суббота, они внутренно критиковали Его, как это они обычно делали.
Но потом все собрались покушать, и Иисус начал учить гостей тому, как они должны вести себя в гостях. 7-ой стих ясно это объясняет.
Эти люди вели себя по стандартам 1-го века, по социальным правилам того времени, выбирая первые места. А Иисус хотел показать им великую разницу между этими стандартами и приоритетами Царства Божьего. Поэтому, в стихах 8-11, Он повелел им садиться на последних местах. Представьте себе, как были удивлены эти люди, услышав это. Не забудьте, что Иисус сейчас не общается с учениками, которые привыкли к уникальным требованиям своего Господа. Он сказал эти слова людям, которые оценивали себя по тому, с кем они общались. Если человек успел сесть рядом с хозяином, он показывал всем свою социальную значительность. Но разве Иисус рекомендовал слушателям отдать эту привелегию кому-то ещё?
И представьте себе, как шокирован был хозяин, когда Иисус начал говорить с ним в стихах 12-14. Если положительным показателем вашего положения в обществе было присутствовать в гостях у богатого, важного человека, то более положительным показателем было бы пригласить других богатых и важных людей покушать у вас. Но разве Иисус повелел хозяину не приглашать таких гостей, а только бедных, калек, хромых, слепых и других людей в плохом положении?
В этих беседах с Фарисеями, Иисус старался показать им, что Царство Божье и приоритеты Царства совсем не соответствовали тому, как вели себя люди в этом доме. И эта тема продолжается в следующей истории, в которой находится наша притча. Теперь давайте прочтём эти стихи. Пока я читаю, не забудьте о социальных приоритетах того периода.
I. Иисус приглашён поделиться учением о Царстве в открытом обсуждении.
В стихе 15 мы читаем слова одного гостя, которые для нас не понятны в свете предыдуших повелений. Иисус только что призвал Фарисеев и гостей поступать иначе, чем принято в обществе, а этот человек начинает говорить конкретно о Царстве. Почему он так говорит? Мы знаем, что Иисус обличил всех людей в зале, и может быть этот человек пытался сменить тему. Это возможно. Но если мы больше понимаем привычки древней культуры, мы можем более точно понять почему.
Ведь, в тот период, когда странствующий учитель приходил в город, и после того как, этот учитель преподавал, главные, влиятельные люди в городе, приглашали этого учителя трапезничать с ними (вспомните о важности трапезы в те дни). И в течение трапезы, учителя города задавали вопросы учителю, чтобы узнать, если он поддерживал традиционное учение. Но они не задавали прямые, конкретные вопросы, как и мы сегодня. Они провозглашали какое-то доктринальное утверждение и потом ожидали ответного утверждения странствующего учителя и, если учитель выражал его правильно, или согласно традиционному учению, то они принимали его.
Эту древнюю практику (греки также делали что-то подобное, называемое "симпозиумом") мы видим в нашем отрывке. Мы знаем, что Иисус был на пути в Иерусалим и из 1-го стиха, 14-ой главы мы знаем, что эта была суббота. Читая Евангелия, мы знаем, что Иисус часто проповедовал в синагогах по субботам. Мы можем быть достаточно уверены что, когда Иисус пришёл в этот город, Он проповедовал, и лидеры этого города пригласили Его покушать вместе после проповеди. В течение трапезы Иисус их обидел, когда критиковал их приоритеты. В ответ смелый человек провозгласил блаженство 15-го стиха и это был вызов Иисусу доказать, что Он придерживался традиционной позиции об учении Царства Божьего. Иисус призывал гостей и хозяина пересмотреть свои приорититы в свете приоритетов истинного Царства, о котором Иисус всегда проповедовал, а они призывали Иисуса доказать, что Его понимание Царства соответствует традиции. Конечно, должен был произойти большой конфликт.
II. Грядущее Царство требует радикально новых ожиданий
Мы сейчас знаем значительность трапезы в первом веке и напряжение ситуации, в которой находился Иисус. Когда Он ответил на заданный вопрос, Иисус продолжал тему трапезы, проповедуя о самой важной трапезе, именно о великом пире, когда Иисус начнёт царствовать на земле. Я опять прочитаю стихи 16 и 17.
Чтобы мы полностью понимали, о чём идёт речь, я хочу объяснить, как люди в первом веке проводили пиры. Сначала они пригласили в гости людей, чтобы узнать сколько приготовить еды. Количество и каких животных приготовить зависило от того, сколько гостей будет на пире. Это логично, но они обычно готовили намного раньше, чтобы пир был великим, вкусным, красивым и так далее. Им надо было сохранить статус, поэтому они старались подготовиться как можно лучше. Только тогда, когда пир был полностью готов, хозяин приглашал гостей во 2-ой раз трапезничать. Поэтому Иисус сказал и в 16-ом и в 17-ом стихе, что хозяин пригласил гостей. Отсюда мы знаем, что великий пир в Царстве прозойдёт тогда, когда Бог будет готов его начинать.
Мы знаем, что евреи ожидали пир; вопрос, заданный Иисусу, показывает этот факт. Но что ещё мы знаем о будущем пире? Давайте прочитаем Пророка Исайю, 25-ую главу, где Бог через пророка, ясно открывает детали этого, ожидаемого пира.
Замечательно, не правда ли? Мы вернёмся к этому тексту, когда будем говорить о конце притчи. Сейчас достаточно будет понять грандиозность пира в будущем Царстве, ожидаемого народом Божьим.
В стихах 18-20 мы читаем о тех, кого хозяин пригласил, и как они все отказались от участия в пире.
Здесь мы должны заметить 2 вещи. Во-первых, это было большим оскорблением сказать хозяину, что ты не сможешь присутствовать на пире, после 2-го приглашения, когда ты уже согласился присутствовать, после 1-го приглашения. Хозяин уже приготовил всё, и он ожидает, что много людей придёт на пир. Но приглашённые начали извиняться по разным причинам. Очевидно, что они преднамеренно планировали обидеть хозяина, потому что в 18-ом стихе написано, "все, как бы сговорившись". Преднамеренный акт показывает, что есть люди, и тогда, так и сейчас, которые не понимают значительность Царства. Если бы они поняли, они не отвергли бы Царя истинного Царства и Его приглашение, оскорбляя Его.
Во-вторых, мы замечаем, что приглашённые в притче, подобно тем, которые были за столом с Иисусом, имели неправильные приоритеты. Когда мы рассматриваем их ответы, мы понимаем, что их извинения были бессмысленными. Никто в Израиле в тот период, не покупал землю, до того, как он посмотрел её. Либо приглашённый гость обманывал, либо он ценил землю больше, чем хозяина, или и то и другое. Подобным образом, никто не покупал волов, до того, как он ни испытал их. На самом деле, продавцы волов в первом веке разрешали покупателю испытывать их на собственной земле, чтобы убедиться в качестве покупки. Либо 2-ой приглашённый гость обманывал, либо он ценил волов больше, чем хозяина или и то и другое. И также совсем не понятно, почему новобрачный не может присутствовать на пире. Он постоянно с женой, и к тому же пир является возможностью представить её главным и значительным людям в обществе. Либо 3-ий приглашённый гость обманывал, либо он не дорожил отношениями с хозяином или и то и другое. Этими действиями приглашённые оскорбляли хозяина, решив не участвовать на великом пире. Эти извинения показывают, что есть люди, которые сами решают не участвовать в Царстве Божьем.
В стихах 21-24 мы читаем, как хозяин отреагировал на отказ приглашённых. Мы понимаем, что отказ нескольких или даже многих людей, не уменьшит славы будущего великого пира в Царстве Божьем. Я прочитаю опять последние стихи.
Бог открывает Царство тем, кто Его принимает, и мы знаем из других мест в Писании, что все, кого Бог привлечёт, будут на великом пире. В этих стихах мы видим, что Бог призывает людей из всех сфер культуры участвовать в пире, стать гражданами Царства. Упоминание "Бедных, увечных, хромых и слепых" с "улиц и переулков города" показывает собеседникам Иисуса, что Его приоритеты, то есть, приоритеты Царства, радикально отличаются от их приоритетов. Забота о социальном статусе и положении в обществе мешает нам заботиться о тех, о ком Бог сам заботится в обществе. Бог открывает Царство тем, кого, по словам Иисуса, хозяин должен был пригласить в 13-ом стихе, показывая, что Царство не закрыто ни для кого в обществе. Если вы принимаете Божье приглашение, вы будете трапезничать на великом, будущем пире независимо от вашего статуса в обществе.
В 23-ом стихе Иисус шокирует Свою аудиторию ещё больше. После того как все приглашённые из ближайшей культуры пришли, раб сказал, что есть ещё место. И хозяин решил наполнить дом. Он послал раба по дорогам и изгородям пригласить людей оттуда на пир. По дорогам и изгородям находился не низкий класс общества или культуры, а находились изгои другой культуры или народа вообще. Хозяин хочет, чтобы даже такие люди присутствовали на пире. Следовательно, Бог хочет, чтобы люди из каждой культуры и каждого народа входили в Царство. Для Фарисеев и их знатных гостей, считавших, что Царство принадлежит только им, такое провозглашение было более обидным, чем предыдущий призыв. Мы понимаем вызов Иисуса слушателям, когда учитываем, что хозяин прямо сказал званным в 24-ом стихе, что они даже не вкусят Его ужин.
Я должен сказать ещё 2 вещи, до того как мы подойдём к концу. Во-первых, когда мы прочитали пророчество из Исайи 25-ой главы, мы увидели, что великий пир будет приготовлен для всех народов. Если Исайя так пророчествовал, почему евреи в дни Иисуса думали, что пир будет только для них? Почему они были шокированы, когда Иисус провозглашал, что все люди из всех сфер Израиля и даже вне Израиля будут на пире? Проблема была в том, что еврейские книжники, за несколько веков до Христа, когда язычники начали строго и жестоко относиться к ним, изменили смысл текста и пророчества. В таргумах, которые являются арамейским переводом еврейского Писания, мы читаем в этих стихах Исайи, что язычники на пире будут не спасены и блажены, а наказаны. И другие еврейские писатели повторяли такое мнение в Апокрифах. Правильное пророчество от Бога было закрыто многим, и люди потеряли представление того, что язычники будут трапезничать с Мессией и Израилем на великом пире. В свете этого, мы более ясно понимаем, почему евреи были в заблуждении в первом веке и почему Иисус решил твёрдо проповедовать против их непонимания Царства.
Во-вторых, как во многих других притчах, мы должны быть осторожными в том, как мы толкуем каждый аспект этой притчи. Контекст ясно показывает, что великий пир в Царстве Божьем является главной темой. Но мы не должны говорить, что каждое действие хозяина в притче символизирует будущее действие Бога, когда настанет великий пир. Хозяин в притче сначала пригласил на пир только богатых, важных людей, сохраняя свой социальный статус. Но наш совершенный Бог не ведёт себя по стандартам мира и не заботится о том, как посмотрят на Него люди. И в притче, кажется, что хозяин приглашал изгоев Израиля и язычников только как запасной вариант, или план Б, как будто он не думал о них до того, как влиятельные и знатные люди отвергли и обидели его. А мы читаем, начиная с завета с Авраамом, что нашБог планировал включить каждый народ в Своё Царство. Хозяин в этой притче не является точным изображением Бога. Да, конечно, великий пир будущего Царства находится в центре учения Иисуса. И контекст показывает, что Он хотел изменить неправильные ожидания людей по поводу Царства. Но, чтобы полностью принимать и применять урок этой притчи, мы должны посмотреть на неё с другой точки зрения.
III. Нынешнее Царство требует радикально новых действий.
Хорошо. Мы знаем контекст этого отрывка — Иисус был в гостях у одного Фарисея, и все участвовали в значительном культурном действии, то есть, в трапезе. Все, и гости и хозяин, вели себя по социальным приоритетам, и наш Господь критиковал их, проповедуя о том, как они должны вести себя, если они хотят жить по приоритетам Царства. И мы только что заключили, что не все аспекты притчи символизируют Бога или Божье действие. Каким другим образом мы можем посмотреть на эту притчу, чтобы полностью понять цель Иисуса в этой картине? Давайте вкратце перескажем притчу с точки зрения хозяина, как будто он был участником трапезы с Иисусом. Таким образом, мы найдём практическое применение притчи, а не просто её теоретический или богословский смысл.
Хозяин в притче начал вести себя по приоритетам общества 1-го века, как обычно, стараясь сохранить общественное положение. Но, произошёл в его жизнь кризис, когда все приглашённые гости не просто обидели его своим отсутствием на пире, но также обидели его бессмысленными извинениями, показывая, что они его не уважают. В такой культуре, где статус и положение являлись самыми важными элементами, этот хозяин потерял практически всё. Когда мы серьёзно понимаем это, мы тоже поймём, почему в 21-ом стихе написано, что он разгневался. Но именно в этот момент, перед ним стоит выбор. В гневе он может начать планировать, как воздать за обиду своим обидчикам. Но, если мы представим себе, что он был за столом с Иисусом, во время Его проповеди о том, как провести пир по приоритетам Царства, мы знаем, что ему был предложен другой выбор. Он может перестать жить ради собственного статуса, а начать жить для славы Божьей и пригласить тех, кого Иисус повелел хозяину пригласить в 13-ом стихе. Кризис социального статуса исчезает, когда мы решаем жить по стандартам Царства Божьего. В притче, хозяин решил правильно, приглашая не просто изгоев из своей культуры, а также изгоев из других культур по дорогам и изгородям. Он отказался от мирских приоритетов и принял приоритеты Царства Божьего.
Смотря на притчу с этой точки зрения, мы понимаем, что она не просто была богословским ответом на богословский вопрос в течение трапезы. Иисус действительно учил их эсхатологической истине о будущем, великом пире в тысячелетнем Царстве. Но это не всё, о чём Он проповедовал в притче. Он также призывал людей жить сейчас по приоритетам Царства, забывая о том, о чём заботится мир. Мы должны включать людей из всех сфер жизни в нашу общину, чтобы показать, что Бог любит всех людей, а не просто один народ или просто людей одного положения в обществе. Притча была призывом, заключением всего, о чём Он говорил за трапезой.
Вывод
Я предлагаю считать, что эта притча должна призывать нас к тому же самому. У нас есть Слово Божье, у нас есть Евангелие, и мы имеем именно то, что нужно изгоям в нашем обществе. Мы имеем истину новозаветной жизни, мы имеем присутствие Духа Святого, мы имеем надежду на вечную жизнь, и мы должны распространять всё это. В Украине не должно быть ни одного человека, лишённого возможности узнать о Христе и о новой жизни, даруемой Им.
Но что мы можем сделать для людей других культур? Как мы можем донести им Евангелие, когда они живут далеко от нас и у нас нет ресурсов или нет возможности приехать к ним? Иисус призывает нас к этому. Как мы можем исполнить Его волю и пригласить неверующих из разных культур и разных стран стать гражданами Царства Божьего? Я сейчас покажу вам один вариант.
Наша притча призывает всех верующих пригласить всех людей в этом мире в Царство, независимо от того, где они находятся или при каких обстоятельствах вы находитесь. Все народы будут на будущем, великом пире в тысячелетнем Царстве, и Бог использует нас, чтобы донести им Евангелие. Молитесь, пожалуйста, о том, чтобы Бог открыл вам, каким образом участвовать в распространении Евангелия всякому колену и языку, народу и племени. Благодаря тому, что они среди нас здесь в Украине, у нас есть большая возможность участвовать в исполнении этого труда для славы Бога и Его Царства.
Эрик Олденбург
Региональный директор
SEND Ukraine
В Киеве состоялась Пасторская конференция
"Следующее поколение в слулжении"
В Киеве состоялась Пасторская
конференция "5 Сола Реформации"
В Киеве состоялся Второй украинский
миссионерский форум
В Украине состоялись Региональные
конференции служителей "Церква,
яка впливає на суспільство"
В Киеве состоялась Пасторская
конференция "Дисциплина благодати"